00:00, 24 апреля 2003 года

Куда уходят «пьяные деньги»

«Усиливать», конечно, нужно, поскольку теневой оборот алкоголя уже превысил объемы легального производства: по оценкам минэкономразвития края, наш бюджет недополучает акцизов на 300 млн. рублей. Губернатор А. Черногоров предполагает, что потери гораздо крупнее – 1 миллиард. Но создается впечатление, что мы на протяжении ряда лет боремся с ветряными мельницами. Или имитируем борьбу, потому что на заседании правительства недвусмысленно звучали намеки, что без покровительства представителей контролирующих и правоохранительных органов процветание нелегального бизнеса было бы невозможным. Вот и получается, как в том анекдоте про ковбоя Джо: все его знают, только что видели, но неуловимый он какой-то. Потому что никому не нужен?..

Основной докладчик Ю. Белолапенко, заместитель министра экономического развития и торговли края, привел такие цифры. В прошлом году предприятия Ставрополья произвели алкогольной продукции на 763,5 млн. рублей, что на 22,7% больше, чем в 2001 году. Но это с учетом пива. Если же говорить о водке, то ее производство снизилось на 4,4% («выросли» вино, шампанское и особенно коньяк). Существенно, почти на треть, увеличилось поступление акцизов: в бюджет края зачислено 305,2 млн.

Но, судя по всему, это не те деньги, на которые рассчитывало правительство. Доля алкогольных акцизов в бюджете составляет всего 3,5%. Хотя, как отметил А. Черногоров, в «лучшие» годы краевая казна на треть формировалась за счет доходов от продажи алкогольной продукции.

Мощности наших ликеро-водочных заводов едва загружены, того же некогда знаменитого «Стрижамента» - всего лишь на 17%. Как констатировал в своем содокладе заместитель руководителя краевого налогового управления Г. Кузнецов, мы теряем рынки сбыта, проигрывая «бой» на своей же территории соседним республикам – Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и т. д. В прошлом году соседи только официально завезли в край 600 тыс. декалитров водки, с которой наши заводы не могут достойно конкурировать. По разным причинам – в т. ч. из-за износа оборудования, допотопного дизайна, а подчас и низкого качества продукции. По мнению Г. Кузнецова, если не влить в «Стрижамент» солидные инвестиции, то через год-два это предприятие будет банкротом.

Тревожит и такая тенденция: на оптовых складах стремительно падает доля алкоголя, производимого в крае. В среднем 60% - это уже «чужой» алкоголь, в отдельных случаях этот процент и того выше.

В ходе заседания обнаружилась такая интересная деталь. Среднекраевой показатель продажи алкоголя на человека в год составляет 7,5 литра на человека. Однако ряд районов показали в отчетности чуть ли не чудеса трезвости: например, в Кировском районе – 1,5 литра, в Новоселицком – 1,8 литра, в Грачевском, Предгорном, Советском районе – 1,9 литра. Между тем в 1990 году эти районы «потребляли» в несколько раз больше. Вывод тут только один: резко сократился поток легальной водки. В «тени», по разным оценкам, находится более 7 млн. литров. Председатель ГДСК Ю. Гонтарь привел пример, что в станице Галюгаевской самопальная «белая» стоит всего 8 рублей, поэтому, понятно, «народ травят».

Нельзя сказать, что контролирующие органы совсем «запустили» алкогольный рынок, проводились проверки оптовых складов, деятельность 4-х из 24-х сейчас приостановлена. Торгинспекция, проверяя качество алкоголя, в первом квартале этого года забраковала 61,5% водки, 56,3% вина. (Особо «отличились» ООО «Эрик», ЗАО «Крайагросервис», ЗАО «Октябрьское» и др.). Милиция, сделав рейд по 11 городам и районам, накрыла 10 подпольных точек. Трудно судить, как это напугало остальных «надомников», которых в каждом селе не один десяток.

А. Черногоров предложил использовать, образно говоря, «точечные удары» - т. е. выбирать какой-нибудь район и внезапно проводить массовые проверки, задействуя все имеющиеся силы и средства. Он дал главам районов, «утратившим контроль за оборотом алкоголя», полгода, чтобы навести порядок. Соответствующие поручения были розданы руководителям ряда ведомств.

На заседании правительства края был заслушан доклад о проделанной работе сенатора от Ставрополья А. Коробейникова, по инициативе которого были подготовлены многие важные законопроекты.

Практически без обсуждения было рассмотрено более десятка других вопросов, в т. ч. о реализации закона «О поставках продукции для нужд населения Ставропольского края»; о создании совета по аудиторской деятельности; о выделении из бюджетного дорожного фонда края 110 млн. рублей на строительство Юго-Западного обхода города Ставрополя. Утвердили соглашение минимущества РФ и ПСК о совместном выполнении федеральной целевой программы по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и госучета объектов недвижимости (до 2007 года). Приняты решения и по другим вынесенным в повестку дня вопросам, в т. ч. и такому «непопулярному», как повышение тарифов на услуги системы водоснабжения и канализации. Кубометр воды для населения , пользукющегося услугами ГУП «Ставрополькрайводоканал», теперь будет стоить 6,8 рубля, т. е. подорожает на 17%.

Неожиданно, как черт из табакерки, в конце заседания «выскочила» незапланированная к обсуждению проблема, поднятая с подачи заместителя министра сельского хозяйства Н. Соломко, который сообщил, что «в Ставрополе муки осталось на пять дней». Как оказалось, подобный кризис надвигается на многие районы и города края. Зерно дорожает – до 3,5 тысяч рублей за тонну – и многие хлебозаводы грозят в ближайшее время поднять цены на хлеб до 6-7 рублей.

Первый вице-премьер В. Гаркуша вполне резонно заметил: а где были главы районов и городов, когда цена килограмма зерна стоила всего рубль? К тому же в соответствии с постановлением правительства СК, они обязаны были произвести закупку для нужд хлебопечения. «Мы проверим, почему кто-то этого не сделал», - сказал он.

Однако очевидно, что проблему придется оперативно решать, в т. ч. и за счет страхового регионального фонда, а это 80 тыс. тонн зерна, которое хранится сейчас на элеваторе. Впрочем, по оценкам ряда экспертов, рост цен на хлеб все равно неизбежен.