00:00, 24 апреля 2003 года

Грядет финансовая эволюция

Справка «СП»
Подготовка к реформе местного самоуправления в стране поручена комиссии, которую возглавляет заместитель главы администрации президента РФ Дмитрий Козак. Специалисты выделяю четыре основных принципа, на которых базируется финансовое состояние местного самоуправления, исходя из проекта нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и уже действующего финансового законодательства.
Принцип первый. Сохранение за каждым уровнем налоговой системы своего перечня налогов. Например, согласно предстоящим нововведениям к федеральным налогам отнесен НДС, акцизы, налог на прибыль и т.д., к региональным – подоходный налог, налог на землю, на имущество юридических лиц, транспортный налог, налог на игорный бизнес, к местным – налог на наследование и дарение, налог на имущество физических лиц.
Принцип второй. Все самые неравномерно размещенные налоги остаются за федеральным центром и поэтому они возвращаются в виде дотаций и субвенций. Что бы «не гонять» средства сначала в Москву, а потом обратно, предполагаются отчисление от федеральных налогов в региональные и местные бюджеты
Принцип третий. Введение «отрицательных трансфертов». Это значит, что если уровень бюджетной обеспеченности муниципалитета в расчете на душу населения превышает в два и более раза средний уровень по субъекту РФ, могут быть предусмотрены обязательные субвенции из этого местного бюджета в региональный фонд финансовой поддержки в размере до половины выявленной разницы.
Четвертый принцип предполагает ежегодное перераспределение трансфертов на основе расчетных данных по бюджетной обеспеченности за отчетный период.

Чего ждать краю?

Законотворческая деятельность в стране по внесению изменений в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в Бюджетный и Налоговый кодексы сегодня активизировалась. Ставрополье стало одним из инициаторов этих изменений, поскольку у краевой власти есть четкое убеждение, что предстоящая реформа, прежде всего, должна упорядочить расходные полномочия всех уровней бюджетной системы страны, превратить местное самоуправление в истинное народовластие, привнести свежую «финансовую струю» в экономику всего региона.

В чем же суть предстоящей реформы? По словам Т. Погореловой, внесение изменений в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» может повлечь за собой необходимость изменить и Конституцию страны. Ведь согласно предлагаемым поправкам кардинально меняется бюджетная система, принципы межбюджетного регулирования, появляются новые механизмы выравнивания, которые ранее в России не применялись.

Согласно нововведениям в стране предполагается восстановить многоуровневую (по крайней мере, из двух звеньев) бюджетную систему местного самоуправления, которая предполагает наличие собственного бюджета на каждом муниципальном уровне. Такая постановка вопроса влечет за собой выборность глав районных администраций, чего также не было прежде.

Т. Погорелова подчеркнула, что с точки зрения финансового регулирования край уже готов к тому, чтобы районы были наделены своими бюджетами. О необходимости предстоящей реформы говорилось давно, поэтому на районном уровне была создана работоспособная финансовая система, и де факто эти бюджеты уже существуют.

Законодатели предполагают серьезно укрепить местную власть. Это означает, что в представительном органе муниципалитета будут работать на освобожденной основе как минимум два человека. Для Ставрополья, на территории которого уже существует 290 муниципальных образований и 33 еще предстоит создать, эта часть реформы, по предварительным расчетам, «стоит» 880 новых чиновничьих «рабочих мест», или финансовом выражении - около 200 миллионов рублей. На выборы в 26 районах края также предстоит потратить немалую сумму. Несмотря на значительность цифр, Ставрополье и здесь преуспело. На муниципальном уровне представительная власть уже существует и, поэтому в свете этих изменений удастся избежать дополнительных расходов на выборы в населенных пунктах, в отличии от многих других субъектов РФ.

Кто заплатит за мандат

Один из наиболее значимых социальных вопросов предстоящей реформы – сокращение федеральных льготников. Предполагается, что их число будет сведено до минимума – Герои СССР и РФ, участники Великой Отечественной войны и боевых действий, пострадавшие от радиации, инвалиды и военные пенсионеры.

Любая законодательно введенная льгота называется «мандатом», то есть обязательством. У экономистов уже сложились термины «финансируемый» и «нефинансируемый» мандат. Но так как льгот у нас законодательно установлено очень много, то значительная часть российский мандатов – нефинансируемые. По словам Т. Погореловой, если бы федеральный центр, принимая законы о льготах, оставлял за собой и обязательства по их выплатам, то волноваться было бы не о чем. Предполагаемое сокращение льготников откладывалось несколько раз, у власти не хватало духу расписаться таким образом в собственной финансовой несостоятельности. Реформа предполагает больше «не кормить» людей обещаниями на бумаге. Задекларированная в законах забота об отдельных категориях граждан, которые «не видят» прописанные льготы, должна уйти в прошлое. На уровне субъектов могут быть также установлены свои льготы, но местные законодатели не раз подумают с оглядкой на собственный бюджет, стоит ли вводить очередную льготу. Словом, обещать можно ровно столько, сколько можно профинансировать.

Коснулся разговор и сельскохозяйственной «специфики» экономики края. Прежде всего, общих принципов, которые должно устанавливать государство. Т. Погорелова отметила, что именно государство должно осуществлять поддержку сельского хозяйства, соблюдая ряд принципов, чтобы отстоять интересы собственных сельхозтоваропроизводителей. В числе главных Т. Погорелова назвала защиту внутреннего рынка через таможенные пошлины, обеспечение квот своим товаропроизводителям на международном рынке, субсидирование сельского хозяйства. Т. Погорелова надеется, что эти основополагающие принципы будут закреплены законодательно, что позволит селу не просто выживать, но и эффективно функционировать на рынке.

Когда ждать перемен

У задуманной реформы много как экономических, так и политических сторонников и противников, которые, в принципе, сходятся на том, что необходимость реформирования логически назрела. Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» планируется ввести с 2005 года. Поскольку закон сложный, то предполагается наличие переходного периода, регламентирующего отдельные этапы реализации закона. Новации рассчитывается осуществлять не в одночасье, ведь цель законодателей – не революционная, а эволюционная реформа. И если этот тезис будет соблюден, тонкости нововведений еще не раз станут темой публичного обсуждения.

Т. Погорелова на встречи с журналистами не стала обсуждать «политический момент» реформы, совершенно резонно сославшись на то, что не является профессионалом в этой области и привыкла разговаривать на языке цифр, отметив при этом, что политика здесь непременно имеет место быть.

Сумеет ли цивилизованная экономическая эволюция взять верх над свойственным многим депутатам ГДРФ революционным размахом, станет ясно в ближайшее время, когда поправки будут вынесены на суд народных избранников.

Что делать с тарифами

Журналисты не могли обойти стороной и актуальный ныне вопрос о ситуации с тарифами. Комментируя нынешнюю ситуацию Т. Погорелова, отметила, что она продиктована нарушением монопольного законодательства и отсутствием государственной политики по отношению к монополистам. На Ставрополье же в течении многих лет сложилась практика оплаты части тарифы для населения за счет крупной промышленности. Когда предприятия «ушли» на другой рынок, возникла проблема сдерживания тарифов для населения.

Краевое правительство озабочено и общим инвестиционным климатом на Ставрополье. Чтобы сделать привлекательней край для инвесторов, нужен индивидуальный подход, считает Т. Погорелова. И в некоторых случаях такая стратегия дает свои плоды. Как пример - достигнута предварительная договоренность о том, что «Невинномысский Азот» зарегистрирует на Ставрополье свой торговый дом, а значит существенные налоговые отчисления пойдут именно в краевой бюджет.