00:00, 23 апреля 2003 года

Тепло пожелтевших автографов

В августе 1943 года я ушел на флот, где прослужил пять лет. Вернувшись в родной город, по долгу своих обязанностей (работа в комсомольских органах и молодежной газете) стал довольно часто вращаться в писательском кругу. Не пропускал различных встреч, «круглых столов», читательских конференций, презентаций. Был знаком с В. Ажаевым («Далеко от Москвы»), Н. Задорновым («Амур-батюшка»), Д. Нагишкиным («Сердце Бонивура»), Н. Шундиком («Быстроногий олень»), П. Проскуриным («Горькие травы»), Н. Рогалем (Повести о Гражданской войне), поэтами Н. Наволочкиным, С. Феоктистовым, А. Рыбочкиным, С. Смоляковым.

Жизненные пути-дороги в середине пятидесятых годов привели меня в Ставрополь, где обосновался на долгие годы. В «Молодом ленинце», куда я был зачислен, трудился дружный коллектив. В мою бытность из него вышли талантливые литераторы В. Гнеушев, И. Романов, А. Коротин, Л. Харченко, В. Чернов, В. Белоусов…

Первооткрывателем моей коллекции автографов стал друг-моряк Владимир Гнеушев, написавший на своем сборнике стихов «Якорей не бросать»: «Товарищу по оружию. Дружески». Потом появились его «Синяя птица», «Если ты позабудешь»… И с этого все началось. Друзья, знакомые – близкие и далекие – пополняли мою коллекцию своими именами.

Добрый десяток сатирических и лирических сборников стихов с ироничными и веселыми пожеланиями подарены старым другом поэтом Игорем Романовым. Венчает их прекрасно изданный сборник «Круговорот».

Курьезный случай вышел с сатирической книгой Вадима Белоусова «Под полом шуршат мыши». В доме шел капитальный ремонт. Все книги пришлось временно перенести в подвал. И именно там мыши до основания из- грызли сборник Вадима.

Прочно в мою жизнь вошел флот. Служил на Тихоокеанском и Черноморском, воевал на Северном, ходил на катерах Дунайской флотилии. Поэтому, вероятно, особо дорогой считаю книгу о первом флотском Герое Советского Союза Иване Бурмистрове «Флагман», подаренной мне его сыном Анатолием. С Иваном Алексеевичем я после выхода его в отставку неоднократно встречался в Ставрополе, когда он был директором местного кожевенного завода.

Долгие годы меня связывала дружба с известным ставропольским писателем Андреем Губиным, бывшим моряком, что он особо подчеркивал в своих надписях на книгах «Афина Паллада» и «Молоко волчицы»: «Адмиралу Сарматского флота от капитана Подкумского флота».

В «Ставропольской правде», когда она находилась на проспекте К. Маркса, мой кабинет располагался рядом с краевым отделением Союза писателей. Во время многолюдных «сборищ» писатели заходили ко мне, чтобы переговорить или позвонить по телефону. И непременно их только что вышедшие книги оказывались у меня с различными пожеланиями. Среди «дарителей» были Г. Шумаров, Е. Карпов, В. Дятлов, С. Дроздов, Е. Тарасенко, С. Бойко, В. Бабиченко, А. Екимцев, А. Исаков…

Не могут оставить равнодушным слова Ивана Кашпурова на сборнике стихов «Даль полынная», четверостишие Вениамина Ащеулова, через сердце пропущенные слова Владимира Кудинова…

Несколько лет, работая в «Ставропольской правде», я курировал стройку в Невинномысске гиганта большой химии, где одновременно по поручению редколлегии возглавлял рабкоровский пост «Правды». Нашим собкором в этом городе был писатель Иван Кожевников. На вышедшей книге очерков «Огоньки» он мне написал: «Юному, но смелому журналисту».

Долгие годы я был спортивным обозревателем ряда газет и краевого радио. Так моя коллекция пополнилась автографами генерал-лейтенанта Н. Биязи, возглавлявшего всесоюзную федерацию бокса, спортивного обозревателя «Известий» Б. Федосова, а на программе футбольного матча «Динамо» Ставрополь – «Динамо» Москва у меня расписались прославленный вратарь Л. Яшин и заслуженный тренер СССР В. Соловьев.

* * *

…Я часто беру в руки книги друзей-писателей. В который раз перелистываю до глубины души знакомые страницы. И словно наяву вижу родные лица их авторов – живых и ушедших…

Ставрополь