00:00, 16 апреля 2003 года

Власть попала под колесо

В ситуацию с маршрутными такси никто не вмешивается, тем более, что их владельцы не впервой «играют на нервах» властей, в организованном порядке повышая цены. Солидарно, стало быть, действуют и никого не боятся. Оштрафованных практически нет, поскольку, во-первых, сам этот механизм «воздействия» громоздок и малоэффективен (а кто из пассажиров пойдет в свидетели?), а, во-вторых, как хрупкая барышня из комитета по ценам может заставить мужика с монтировкой подписать протокол? Одну такую принципиальную, обложив матом, водители вывезли за город и бросили… Тут милиция нужна с автоматами. Но, опять-таки, что будет, если водителей жестко призвать к порядку?

- Ну, допустим, мы начнем с привлечением милиции проводить широкомасштабные акции против нарушителей, - говорит председатель комитета по ценам Г. Колягин, - а в итоге они объявят забастовку и тогда на работу вообще никто не доберется.

- То есть власть бессильна в этой ситуации?

- Городская власть, которая является заказчиком перевозок, должна следить за правильностью применения тарифов и в случае нарушения имеет право расторгнуть договор с перевозчиком. Аналогичные санкции могут быть применены и к забастовщикам. Но в итоге… вы можете не попасть на работу. В Ставрополе работают 965 маршрутных такси, которые выполняют львиную часть перевозок. На них в свое время была сделана ставка, а муниципальный транспорт оказался в загоне, хотя должен играть первую скрипку. Маршрутные такси практически во всех крупных городах – это «вспомогательное средство», закрывающее, как правило, те участки, где не ходит муниципальный транспорт. Например, в Ростове-на-Дону маршрутки не ездят к центру города, и, кстати, местные власти при проведении очередного конкурса планируют сократить их число на четверть. Между прочим, сейчас их 800. Эта мера направлена на поддержку и развитие муниципального транспорта. В Ставрополе, особенно, в часы пик, у людей выбора практически нет. Проблема «завязана» на очень большие деньги. Есть депутаты и прочие влиятельные лица, имеющие по 10-15 маршруток, это колоссальный доход. И вообще, почему бы не посмотреть, не проверить, сколько автомобилей работает в городе без всякой конкурсной процедуры…

Конкурс – это больное место городской администрации. В свое время бывший мэр Ставрополя М. Кузьмин, столкнувшись с тем, что «цех» маршруточников выходит из-под контроля властей, пытался организовать конкурс среди перевозчиков, поставив непременное условие, что договоры должны заключаться с администрацией города. Затея провалилась. И по нынешний день «правят бал» несколько посреднических структур, распределяющих маршруты среди водителей. Это огромные, несчитанные деньги.

Нынешняя администрации Д. Кузьмина имеет твердое желание покончить с посредниками, чтобы город заключал договоры непосредственно с перевозчиками. Противодействие сильное. В беседе с корреспондентом «СП» заместитель главы администрации Ставрополя И. Садыхов сообщил, что положение о порядке заключения договоров на маршрутные перевозки «обсуждается бурно», «есть много заинтересованных лиц и структур». Окончательный вариант этого документа будет принят на ближайшем заседании Ставропольской городской Думы, и уже в мае администрация планирует провести открытый конкурс…

Что же касается «самостийного» повышения водителями тарифов до 6 рублей, то тут ситуация следующая. Комитет по ценам, получив от администрации города предложение о введении единого тарифа (т. е. 6-рублевого), пока не желает давать положительного заключения и подписывать соответствующий приказ. По мнению Г. Колягина, тарифы должны быть дифференцированными – в зависимости от рентабельности того или иного маршрута.

То есть вопрос висит в воздухе, проблема не решается. Означает ли это, что завтра нас, пассажиров, будут возить на работу уже не за 6, а, скажем, за 10 рублей?..