00:00, 26 марта 2003 года

Все беды – на один номер

Хотели как лучше

Дабы узнать, что же такое ЕДДС, корреспондент «СП» встретился с начальником центра управления силами государственной противопожарной службы МЧС РФ по СК полковником Сергеем Кузьминовым.

- В последние годы на Ставрополье, да и в России существует тенденция роста как количества чрезвычайных ситуаций, так и тяжести их последствий, - рассказывает полковник Кузьминов, - поэтому возникла необходимость оперативной координации действий служб экстренного реагирования различных ведомств. Существующая система центров управления и пунктов связи ГПС идеально подходит для этой цели, так как телефонный номер «01» известен в нашей стране каждому. ЕДДС уже существуют в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ростове-на-Дону, Курске и Сочи.

К сожалению, пока единый телефонный номер вызова спасателей и пожарных ориентирован только на чрезвычайные ситуации. Наши технические возможности не позволяют принимать пустячные заявки. То есть по «01» надо звонить в случае ДТП, пожаров или других значительных нештатных ситуаций…

За фразой Сергея Кузьминова о скромных «технических возможностях» скрывается настоящая проблема. Дело в том, что действующий в Ставрополе центр управления ГПС, где принимают все звонки на «01», отвечает требованиям даже противопожарной службы лишь наполовину. Так, по штатному расписанию в центре должны трудиться около 60 человек. На сегодня в штате имеется только половина сотрудников. Кроме того, в Ставрополе для номера «01» выделено всего семь телефонных линий, которые обслуживают два диспетчера. За сутки они принимают от 600 до 800 сообщений. (Для сравнения: в городской службе спасения телефонные заявки принимают пять человек). Специалисты считают, что в подобных условиях на первых порах работы ЕДДС увеличится время обслуживания поступающих заявок о пожарах, ДТП и других ЧС. Другими словами, по «01» будет так же проблематично дозвониться, как по телефону справочной службы «09» в час пик.

- Несмотря на трудности, мы готовы к июню этого года создать в Ставрополе ЕДДС, - считает полковник Кузьминов. – К этому сроку будут проведены прямые линии телефонной связи с диспетчерскими службами различных ведомств….

Однако только этим планы пожарных не исчерпываются. Для создания узла связи, который бы соответствовал всем государственным нормативам, необходимо дорогостоящее оборудование для экстренной коммутации абонентов. Также нужны специальные компьютерные программы, позволяющие регистрировать поступающие сообщения в режиме реального времени, и многое другое. Но пока не ясно, кто будет финансировать создание в Ставропольском крае ЕДДС. Как стало известно корреспонденту «СП», ни в одном бюджете - ни государственной противопожарной службы, ни МЧС, ни краевом или федеральном - не предусмотрено выделение средств на эти цели.

Виртуальный город

Пока пожарные ломают головы о том, как выполнить приказ главного управления по делам ГО и ЧС СК о создании ЕДДС, в службе спасения Ставрополя вот уже несколько лет существует объединенная система оперативного дежурного управления (ОСОДУ).

- Наша система не имеет аналогов в России, - рассказывает создатель ОСОДУ программист «000» Александр Глебов, - потому что несет не только комплексную информационную нагрузку, но еще позволяет контролировать выполнение полученных заявок, благодаря чему можно анализировать обстановку и прогнозировать аварии.

Действует система довольно просто. Например, по телефону человек сообщает о пожаре. Диспетчеру становится известен адрес, и за считанные секунды он предоставляет всю информацию об объекте пожарным и другим службам: где обесточивается здание, проходит газопровод, сколько людей находится в помещениях и так далее. Затем информация о ЧП выкладывается на электронную карту города.

- Мы «вбили» в память компьютера 18 тысяч паспортов объектов, - говорит Александр Глебов. - Мэр Ставрополя и люди, имеющие доступ к системе, могут в любой момент увидеть, какие меры приняты для ликвидации происшествия, а затем проследить, что сделано. Проще говоря, городом можно управлять, как компьютерной игрой…

Благодаря объединению всех городских справочников ставропольским программистам удалось превзойти даже коллег из США. Американцы не смогли создать интегрированную систему - на пульт спасателей «911» заявки из других диспетчерских служб не поступают, то есть они работают не в «оперативном», а в «почтовом» режиме. Поэтому ставропольское «ноу-хау» в качестве одной из приоритетных разработок включено в программу МЧС «Электронная Россия».

Однако выяснилось, что ОСОДУ работает не на полную нагрузку, ибо к ней подключены только диспетчерские службы городских «Водоканала» и «Теплосети». Остальные - скорая помощь, электросеть, горгаз, пожарные и другие - по разным причинам не хотят вливаться в объединенную компьютерную сеть. Из 12 диспетчерских служб Ставрополя в программе участвуют лишь три.

- У большинства из перечисленных организаций уже давно установлено необходимое оборудование, - продолжает А. Глебов, - но, видимо, они боятся жесткого контроля со стороны исполнительной власти и по разным причинам медлят с вхождением в ОСОДУ…

А что в итоге?

Несмотря на всю эту ведомственную неразбериху, в Ставрополе найдется кому спасать тех, кого нужно спасать. Отважные и деятельные люди не перевелись. А вот как дело будет обстоять в районах? Ведь в 15 райцентрах Ставрополья даже вакансии для диспетчеров «01» не предусмотрены. Пожарные расчеты выезжают по тревоге также из районных центров. Например, в поселок Демино, что в нескольких километрах от Ставрополя, по тревоге несутся пожарные расчеты из… Михайловска, который находится за несколько десятков километров.

И все же давайте не будем спешить с критикой новаторов, затеявших объединение диспетчерских служб экстренного вызова. Система обязательно заработает, и тогда, набрав номер «01», мы будем уверены, что нас спасут от любой беды…

Справка «СП». Чрезвычайной ситуацией считается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушили нормальные условия жизнедеятельности.