00:00, 20 марта 2003 года

Транспортный тупик

В качестве объектов для сравнения могу предложить далекий Калининград и близкий Ростов-на-Дону, где мне довелось побывать не так давно. Начну с Калининграда. Меня там приятно поразил тот факт, что городской транспорт, прежде всего автобусы, четко выдерживают график движения. Две недели я выходил утром на остановку сорокового маршрута и ровно в 7.40 входил в салон автобуса, который подъезжал с точностью пассажирского поезда. Люди на остановках вели себя спокойно, никто нервно на часы не поглядывал.

В Калининграде можно без проблем уехать на автобусе или троллейбусе и после 23.00, хотя интенсивность движения в ночные часы снижается, но не до нуля, как в Ставрополе, где уже после 20.00 домой добраться можно только на маршрутках. Кстати, в Калининграде удалось избежать всеобщей «газелизации» транспорта. Против 800 ставропольских маршруток их там чуть более 50 (по данным местной прессы). А основной пассажиропоток приходится на автобусы, троллейбусы, трамваи. Почти все автобусы – частные, но объединены в коммерческие транспортные предприятия. Проезд стоит четыре рубля. Льготы предоставляются на всех видах транспорта.

Приятно удивил и наш ближайший сосед – Ростов-на-Дону. От аэропорта или вокзала до центра города там всегда можно добраться без проблем, не простаивая на остановках. Кстати, в этом городе с миллионным населением маршруток в два раза меньше, чем в Ставрополе.

Итак, все познается в сравнении. А сравнения эти свидетельствуют о том, что в Ставрополе не захотели или не смогли решить транспортные проблемы во благо пассажиров. Если судить по сообщениям краевой и городской прессы, на совещаниях по транспорту опять все разговоры вертятся вокруг тарифов и анархистов-маршруточников, которые опять добиваются повышения этих тарифов. И, судя по всему, добьются. Они ведь сейчас по сути – монополисты. Автобусов и троллейбусов остается все меньше.

Болезни транспорта характерны для большинства городов страны. Не случайно несколько месяцев назад Минтранс РФ провел презентацию общероссийской программы городского пассажирского транспорта. Какие цели там намечены? А те, что волнуют всех нас: чтобы автобусы и троллейбусы ходили по расписанию, чтобы пользоваться ими было удобно и недорого, чтобы появились в автопарках новые машины.

Обсуждали ли в Ставрополе эту программу? Судя по нашей прессе – нет. А если и было обсуждение, то за закрытыми дверями, так сказать, для «внутреннего потребления».

В. БУРДЮГОВ