00:00, 20 марта 2003 года

Будут ли в школе преподавать православие?

Об этом и шла речь на недавнем епархиальном собрании в Ставропольской епархии Русской православной церкви, вел которое секретарь митрополита Ставропольского и Владикавказского, проректор Ставропольской духовной семинарии протоиерей отец Павел (Самойленко). Здесь собрались священники ряда благочиний, а также приглашенные педагоги. Правда, почему-то не было среди присутствовавших представителей министерства образования края, о чем с сожалением сказали несколько выступающих. Это действительно выглядит довольно странно, особенно если учесть, что на прошедших зимой в Москве традиционных Рождественских чтениях министр образования РФ В. Филиппов высказывался по этому вопросу достаточно ответственно… Понять опасения педагогов отчасти можно, многим из них еще памятен «богатый» опыт идеологического служения недалекого прошлого. В то же время, не новая, в общем, дилемма «школа дает знания» или «школа воспитывает», много лет назад озвученная в знаменитом кинофильме «Доживем до понедельника», нисколько не утратила своей актуальности. А ведь предполагаемый курс «Основы православной культуры» призван не только дать сумму знаний, но и – благодаря этим знаниям – в значительной мере наполнить духовным содержанием жизнь юного человека. Вот вам и воспитательная роль.

При том, что на совещании было гораздо больше священнослужителей, нежели педагогов, разговор получился отнюдь не односторонним, а весьма интересным и полезным. Взяв за основу итоги упомянутых Рождественских чтений, его участники в то же время высказывали собственное видение вопроса, делились опытом работы в данном направлении. А такой опыт на Ставрополье имеется: это и воскресные школы при церковных приходах, и православные гимназии, и сотрудничество, например, Духовной семинарии с рядом общеобразовательных школ, и другие формы.

Служители церкви, кстати, хорошо понимают непростое положение школы. Но для того, собственно, и проводятся подобные встречи, чтобы общими усилиями прийти к оптимальному варианту сотрудничества. Важные вопросы поднял в своем докладе благочинный церквей Кавказских Минеральных Вод протоиерей Иоанн Знаменский. Начав с главного – допустимо ли религиозное образование в государственной школе, он критически отозвался об озвученных в ряде СМИ попытках приравнять предмет «православная культура» к Закону Божию, предостерег от кампанейщины в реализации доброго начинания, когда усердные чиновники готовы проводить его в приказном порядке. Сейчас идет осмысление и того, кто должен преподавать этот курс – священнослужители или педагоги, и необходимо ли тогда учителю быть человеком верующим или формально принадлежать к церкви. По-прежнему живо в обществе сомнение – а нужно ли все это вообще? Постепенно, однако, по мере осмысления, многие приходят к положительному ответу, видя в новом предмете не одно лишь культурологическое значение (хотя уже и оно само по себе достаточно привлекательно), но и своего рода лекарство против духовно-нравственного обнищания человека. А известный богослов современности дьякон Андрей Кураев даже называет этот предмет «превентивным образовательным ударом против экстремизма». В самом деле, вряд ли вырастет экстремистом человек, с юных лет постигший главные духовные ценности своего народа в контексте общемировой культуры.

Впервые побывавшая на таком форуме директор ставропольской гимназии № 9 В. Сапунова призналась, что получила очень много полезного для своей педагогической практики вообще. Школа, подчеркнула она, является по-своему уникальным учебным заведением именно своей духовной атмосферой: ведь здесь собраны дети – чистые изначально создания, непорочные до определенного возраста души, которые и сами уже создают духовно благодатную обстановку. И как бы хотелось сохранить эту чистоту и духовность, укрепить эти души, научить их сопротивляться наступающей из внешнего мира безнравственности! Многие учителя готовы участвовать в такой работе, но пока просто не знают – как.

Доброжелательное отношение большинства педагогов к церкви отметил, основываясь на собственном опыте общения с ними, и инспектор Ставропольской духовной семинарии, кандидат богословия игумен Роман (Лукин). В значительной степени это отношение связано с тем, что церковь и поныне остается хранительницей православной культуры. И все же настороженность есть. А идет она от недостаточной информированности педагогов о том, что именно им предлагается. Между тем разработанный Министерством образования РФ спецкурс отнюдь не является указующей директивой, он и появился-то как ответ на запросы ряда регионов страны – Кемеровской, Калининградской, Белгородской областей… Примерная программа курса призвана упорядочить этот процесс. Православная культура насчитывает сотни лет, и плохо, что уже несколько поколений нашего народа практически ничего не знали об этой культуре. Без знания основ православия невозможно в полной мере понять Достоевского и Толстого, творчество многих художников-классиков, труды философов и ученых, многие пласты отечественной культуры вообще.

Мы идем в школу, подчеркнул отец Роман, не вести уроки Закона Божьего. Тот, кто говорит об этом, по всей вероятности, нарочно и сознательно вбивает клин между церковью и школой. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий ll, критики «Основ православной культуры» «намеренно смешивают понятия, пугая людей обязательным введением Закона Божия». Все это далеко от правды. Через основы христианской нравственности человек получает прививку против духовного разложения или оскудения. Альтернативой курсу основ православной культуры нередко называют курс религиоведения с равноудаленным отношением ко всем изучаемым религиям. Следуя этой логике, школе нужно отказаться и от отечественной истории или литературы как самостоятельных предметов, уделяя им не больше внимания, чем истории и литературе, например, Новой Зеландии! Кстати, в отстаивании права ребенка изучать традиционную культуру своего народа православную церковь поддерживают мусульманские священнослужители. Уже четыре года в ставропольском лицее №14 студенты семинарии участвуют в факультативной программе «Возрождение христианской нравственности». Эту работу положительно оценивают и школьники, и их родители, и педагоги.

Имеющийся сегодня опыт духовно-просветительской работы на Ставрополье нашел отражение в выступлениях преподавателя Северо-Кавказского технического университета А. Рабчевской, заведующего катехизаторскими курсами духовной семинарии отца Сергия (Струполева), настоятеля Михаило-Архангеловской церкви г. Пятигорска отца Бориса (Дубинского), атамана Ставропольского округа Терского казачьего войска В. Чеботарева и других участников. Так, безусловно полезным может быть – в качестве примера – действующий с 2002 года договор о сотрудничестве между русской православной церковью и администрацией Пятигорска, позволивший начать в большинстве общеобразовательных школ города освоение курса «Основы православной культуры», причем с учетом возраста ребят. Сложнее ситуация с вузовской молодежью Ставрополья, доступ к которой священнослужителей порой жестко ограничивается руководителями вузов. Отчего такая боязнь общения? Ведь сегодня молодых людей повсюду подстерегают куда более серьезные опасности и соблазны, нежели беседа о культурном наследии собственного народа. К тому же не секрет, куда бегут студенты накануне экзамена – правильно, свечу зажечь у иконы…