00:00, 19 марта 2003 года

Генеральная репетиция удалась

Городской конкурс «Учитель года» в Ставрополе всегда носит характер генеральной репетиции перед краевым. Почти два десятка его участников, лучшие педагоги школ краевого центра, - сила, на мой взгляд, не уступающая тому составу, который в апреле будет бороться за звание «Учителя года Ставрополья-2003».

Это понятно: в столице края, как и вообще в столицах, больший доступ к информации, большая продвинутость в инновациях, ближе – вузы. Да и школ здесь – сорок с лишним, есть с кем соревноваться и обмениваться опытом. Так что конкурс в Ставрополе обычно показателен и в успехах, и в уроках, которые можно извлечь накануне краевого этапа.

К успехам этого года можно отнести высокий интеллектуальный, профессиональный уровень, позволивший участникам справиться с новыми, усложнившимися условиями: предметные номинации заменены проблемными, тематическими. Понятно, что дать просто урок физики легче, чем провести его в номинации «Традиции в образовании» или «Практико ориентированное образование».

Высокий профессионализм был присущ всем учителям-ставропольцам. Порадовало и еще одно общее для многих участников качество: стремление «проживать» с детьми информацию, наполнять ее эмоциональным содержанием. Т. Борисенко (лицей № 14) на уроке по мировой художественной культуры не просто излагала основы учения Конфуция, она инсценировала разговор великого древнего философа с учениками, заставила, как потом сказали сами ребята, с удовольствием ей «подыгрывавшие», каждого заглянуть в собственную душу. Занявший третье место А. Жуков из Ставропольской кадетской школы меня поразил: разбирая с детьми математические софизмы, он преподал им очень важный жизненный урок. Про то, что «опыт – сын ошибок трудных», без этого нельзя прийти к успеху, и за ошибки следует не унижать и изничтожать себя (что, замечу, к сожалению, присутствует в воспитании детей и в семье, и в школе), а воспринимать их как часть своего развития. При том урок он построил на материале тестов Единого государственного экзамена по математике, где подобные софизмы присутствуют как задачи-ловушки.

Вообще по-своему запомнился каждый участник. О. Гриценюк, учительница физики из СШ № 6 с двадцатилетним стажем, которая, на мой взгляд, наиболее удачно защитила свою педагогическую концепцию; совсем юная «словесница» Н. Розина из СШ № 42 (второе место), с ее распахнутостью, доверчивостью в общении с учениками; интеллектуалка, умница, преподаватель информатики Ю. Бондарева из гимназии № 30; П. Литвинов, учитель ОБЖ из лицея № 17, - одетый в камуфляж, большой и чем-то напомнивший дядьку Савельича из «Капитанской дочки»…

К успехам городского конкурса я отнесла бы его хорошую организацию. Без накладок прошел первый день в гимназии № 25. Основную нагрузку принял лицей № 5 – а это, поверьте, нелегко: сделать так, чтобы, придя на уроки в незнакомые для них классы, конкурсанты чувствовали готовность ребят принять их, как долгожданных гостей. Как всегда торжественно и красочно, прошло закрытие и награждение победителей в Ставропольском ДДТ, о чем наша газета уже рассказывала.

А вот уроки конкурса в Ставрополе… Наверное, готовя участников к краевому этапу, который состоится 23-25 апреля, методисты на местах должны помочь педагогу точнее осознать свое профессиональное кредо, понять себя. Потому что на завершившемся конкурсе мы видели уроки в номинации «Учитель-исследователь», которые на самом деле должны были быть представлены в номинации «Активные формы обучения». И наоборот… Свою роль при подведении итогов это, конечно же, сыграло.

А вообще-то номинации – вещь относительная. Тот же П. Литвинов, заявившийся в «Здоровьесберегающих технологиях», вполне мог претендовать на «Вдохновение и педагогический артистизм», когда на уроке-импровизации разыграл «захват класса террористами» и учил детей выживать в этой ситуации. Здесь был и драматизм, и захватывающий сюжет, и юмор, и педагогический артистизм.

И еще: на краевой конкурс «Учитель Ставорополья-2003» попадет от Ставрополя только Татьяна Борисенко, занявшая первое место. Справедливо ли это? В Лермонтове, например, пять школ, а в краевом центре - больше сорока, а представительство одинаковое. Пользуясь своим правом не только журналиста, но и многолетнего члена оргкомитета краевого конкурса «Учитель года Ставрополья» вношу предложение пересмотреть квоту Ставрополя в этом году.