00:00, 15 марта 2003 года

Потерянный рай

…А я все думаю о моей Чечне. Мы сейчас могли бы говорить о ней спокойно, но, увы, она во мраке, и по-прежнему льется кровь.

Род наш прожил на Тереке более 200 лет, а я в 58 лет оказался вынужденным переселенцем. Помню, как мы жили в станице Новощедринской Шелковского района до вселения к нам чеченцев. Дворы были огорожены плетнями, редко – заборами. Запоры на воротах и калитках были примитивными, скот никогда не ночевал во дворах. Станица жила в тишине и покое. Мы чувствовали себя хозяевами на нашей земле. Кража становилась ЧП районного масштаба.

И вот чеченцев возвратили из ссылки. Они поселились в наших станицах Шелковского и Наурского районов. Не хочется никого обвинять, но криминала стало гораздо больше. Впрочем, в любом народе есть свои «паршивые овцы», мы это понимали и старались вместе решать проблемы. Как это ни странно сейчас звучит, мы дружили с чеченцами, старались помогать друг другу. Многие из них себя показали отличными тружениками, хлеборобами. Хорошую память храню о семьях Эскерхановых, Нутаевых, Бешерхановых, Шамиловых, Талиповых, Кайсаровых. Ногайцы, русские, чеченцы своей культурой, образом жизни обогащали друг друга. Люди, живущие на Кавказе, какой бы они ни были национальности, нам казались добрыми и щедрыми, и мы никогда не помышляли о другой жизни, о других краях.

Чечня была «полной чашей», из которой пили все национальности. Строились школы, больницы, заводы, нефтеперерабатывающие станции, институты, процветало сельское хозяйство, понятие «дефицит» просто не существовало. Уже во время распада некогда великой державы тогда еще первый секретарь обкома партии Доку Завгаев говорил, что среди бурлящего российского котла остался один оазис спокойствия – это Чечня. Как ни странно, но я с ним тогда был согласен, на самом деле все так и было.

Потом появился Дудаев, и в Чечне все изменилось. Из тюрем были выпущены уголовники, появилась «Республика Ичкерия». Безнаказанная преступность процветала. Я не узнавал свою Чечню: выгоняют из квартир, убивают, грабят, насилуют. С приходом к власти Дудаева мы превратились в узников резервации. Жители станицы Ассиновская писали в обращении к Б. Ельцину: «у нас в настоящее время нет ни нации, ни Родины, мы являемся изгоями». Федеральный центр остался нем.

Война не принесла избавления от проблем, наверное, только усугубила их. Хасавюртовские соглашения в Чечне истолковали однозначно – Россия проиграла. И здесь вседозволенность достигла высшей точки. Именно на этот период приходится геноцид - по-другому и не назовешь - в отношении русского населения в Чечне. Из цивилизации республика скатилась до феодально-рабовладельческого строя. Охмелев от мнимой победы, отцы чеченской революции решили, что одной республики им мало, и двинулись на Дагестан. Так началась «вторая чеченская», которая завершена лишь на словах.

Хочется обратиться к властям, ведь здравый смысл должен иметь место. Не оголяйте границу между Ставропольским краем и Чечней. Мне стыдно перед моими предками, они наступали, шли на восток, а мы лишь отступаем на запад.

Я живу в Курском районе, и здесь ситуация складывается подобно той, что была в Чечне. Идет отток русского населения из района, но этот вакуум немедленно заполняется. Мне очень и очень больно, что я вновь теряю друзей. Властям пора что-то с этим делать. И еще хочется сказать, что тучи все же расходятся. Мы познали вместе с чеченским народом мрак, уверен, познаем и солнце.

Экономическая религия - коммунизм

Сейчас ведется спор, нужен ли был социализм для национальных республик, которые вошли в состав былой нашей державы. Что он вообще дал народам?

Хочется порассуждать по этому поводу. Наша страна неоднозначно восприняла социализм, с этим никто не спорит.

По-моему, в те годы славянское население в коммунистической идее увидело некую религиозную подоплеку, ведь в Бога верить уже было нельзя. У «национальных» областей этого не произошло, они лишь, если можно так выразиться, сделали вид, что верят в светлое коммунистическое будущее. На то есть доказательства. После распада Союза компартии в национальных республиках рассыпались и о них почти уже забыли, в то время как в России даже спустя несколько лет после развала страны коммунисты имеют поддержку в народе, а значит, и шансы стать у руля.

Знаете, почему этого не произошло в национальных республиках, почему вера в коммунизм там была всего лишь декларативной? Парадоксально, но факт: именно благодаря этой идее отдаленные и отсталые регионы империи сделали скачок вперед во всех сферах жизни. Идея стала лишь подходящим трамплином в завтра. Простой пример. В Азербайджане проживает лишь одна пятая всех азербайджанцев, большая же их часть живет в Иране. Сравнивая уровень жизни, можно с уверенностью говорить, что малая часть народа достигла гораздо большего в культурном, духовном, просветительском, экономическом плане, чем их соплеменники в Иране.

Зачем нужны раздутые штаты?

Пишет вам жительница Минеральных Вод. Я внимательно читаю все указы губернатора и Думы нашего края. В апреле 2001-го у нас прошли выборы единого главы города и района. Спустя какое-то время была назначена другая команда для управления городом Минеральные Воды. Теперь существуют две администрации – города и района. Очень хотелось бы узнать, для чего было организовано двоевластие, и сколько денег налогоплательщиков тратится на эти две структуры. Надеюсь, что деньги будут направлены на улучшение жизни в нашем регионе, а не на содержание удвоенного чиновничьего аппарата.

В.Чернова (Минеральные Воды)