00:00, 7 марта 2003 года

«Несколько строчек» селькора Галины Дашко

Телефон в ее скромной квартире не смолкал тогда ни днем, ни ночью. Звонили со всех концов края, ведь у нее - обширный круг друзей и знакомых. Да и в Апанасенковском районе Галина Антоновна человек известный: в свое время работала заместителем главного врача Дивенской центральной больницы. Но истинная слава пришла к ней все-таки благодаря районной газете «Приманычские степи».

Она никогда не скрывала своего возраста - сейчас ей идет 78-й. А выглядит - классно! А знаете, какой красивой она была в молодости? Однажды принесла в редакцию свою студенческую фотографию, и мы просто ахнули от изумления. Время безжалостно меняет нас всех, и русая кокетка с фотографии стала совсем седой. Но - чудо! - улыбка осталась один к одному. Тогда, очарованная счастливым видом Галины Антоновны, я спросила:

- Можно я буду называть Вас юнкором?

- И никак иначе, - рассмеялась наша помощница, - потому что я - как пионер: всегда готов.

Впрочем, готовность номер один - ее пожизненное состояние. Когда-то, после окончания Ставропольского мединститута, судьба забросила ее в Красноярский край. Молодая докторица возглавляла 25-коечную больницу, которая обслуживала 14 сел, а расстояние между населенными пунктами было по сто и более километров.

Как-то раз увезли ее к тяжелой больной в одно из отдаленных сел. А за ночь тронулся лед и разрушил мосты. Стремительная горная река отсекла путь к дому. В больницу тем временем привезли женщину с тяжелыми ожогами - вдову фронтовика, оставившую дома шестерых ребятишек. Все это Галина Антоновна узнала из телефонограммы. В ней же содержалась инструкция, как следует поступить: врачу советовали срочно научиться ездить верхом на лошади и с проводником пробраться через горы.

Проводник только покачал головой: «С ума они там посходили, что ли?». А автор телефонограммы мог просто не знать, что молодая докторша имеет диагноз «полиомиелит» - это была трагедия ее с шестилетнего возраста. Но, может быть, именно это обстоятельство и стало определяющим в выборе профессии.

Короче говоря, Галине Антоновне пришлось прикрикнуть на сникшего проводника и потребовать немедленно начать обучение. Села в седло. Поехали. Это было 45 километров кошмара с улыбкой на лице! Но - слава Богу - к больной удалось добраться вовремя, и ее жизнь спасла сама едва живая после такой дороги докторша.

О ней вообще в тех краях ходили легенды. Ведь начало трудовой деятельности Галины Антоновны совпало с активным внедрением в медицинскую практику пенициллина. Больные, которых местные шаманы обрекали на смерть, вдруг чудесным образом возвращались к жизни. И касалось это не только людей.

Однажды поздно ночью муж Александр Филиппович разбудил ее:

- К тебе тут целая делегация.

В составе делегации было местное начальство и хронически «заквашенный» спиртом ветеринар. Как оказалось, на здешней конеферме вдруг заболело несколько жеребцов-производителей. Стоимость одного такого экземпляра являлась тогда большой государственной тайной. За смертью дорогостоящих пациентов немедленно последовала бы тюрьма по статье «вредительство». Ведь шли суровые послевоенные годы.

Ночные гости не придумали ничего лучше, как просить докторшу о спасении лошадей «каким-то чудодейственным лекарством», о котором они были наслышаны. Галина Антоновна сделала инстинктивное движение в сторону своего саквояжа, но вдруг неловко оступилась - и муж невесть как успел подхватить ее на руки. Странно, но в тот миг несостоявшегося падения она почему-то представила себя в... тюрьме. А ведь действительно - случись что - и клеймо вредительства будет уже на ней.

Разрядил неловкую ситуацию ветеринар. Он бухнулся прямо в ноги супругам Дашко и пьяно за-причитал о своих малых детках, а их у него - четыре души. А Галину уже охватила паника. Как лечить лошадей, ведь она не знает дозировок. Муж угрюмо молчал, пьяный ветеринар размазывал сопли по избе и зацепил стопку ее студенческих тетрадей. Стоп! Галина бросилась к ним, начала лихорадочно искать какую-то запись.

Когда-то, кажется, на третьем курсе, профессор фармакологии Соколов, говоря о пенициллине, пошутил:

- Только не наделайте беды: не лечите людей лошадиными дозами.

Кто-то из студентов так же шутливо, ему в тон, спросил:

- А какая она, лошадиная доза?

На что профессор вполне серьезно продиктовал какие-то цифры. Какие - это сейчас и пыталась выяснить Галина Антоновна. Ура, нашла!

Четверо суток врач Дашко не спала, разрываясь между больницей и конюшней (причем в условиях конспирации - насколько она была возможна в маленькой деревне). И выходила-таки безнадежно больных животных. Надо ли говорить, как к ней после этого стали относиться сибиряки.

А потом судьба забросила Галину Антоновну на уже родное Ставрополье. Работала в Лермонтове, потом - в Дивном. Здесь она стала «Отличником здравоохранения».

Но так случилось - погибла в автокатастрофе родная сестра, и поднимать племянников пришлось ей. Сейчас у них взрослые дети, которые без ума от своей замечательной бабушки Галочки. И вообще в жизни Галины Антоновны было немало испытаний и утрат. В позапрошлом году ушел из жизни брат, пройдя через все муки онкоприговора. Сдала она тогда, сильно сдала. Хотя утешала себя и нас, сочувствующих, как могла:

- Значит, так угодно Богу.

Кстати, Галина Антоновна стала глубоко верующим человеком. Местные священники наизусть знают ее телефон, а также дорогу к ее дому. В прошлом году, когда она проболела всю зиму, верующие из села Рагули устроили специально для нее песнопения... по телефону. Так она провела Рождественскую ночь.

А потом Галина Антоновна взялась помогать строительству храма в Дивном. Ну кто может отказать этой женщине?.. У нее целая бригада таких же, как она, увлеченных людей. С той лишь разницей, что она работает «на телефоне» - опять «лежачий» режим... Остальные ходят по дворам и организациям. По камешку, по кирпичику, но храм все-таки возводится.

Как-то «Приманычские степи» опубликовали историю двадцатилетнего мальчика, потерявшего ногу на чеченской войне. В публикации было обозначено много проблем. Галина Антоновна, грубо нарушив постельный режим, после десятков телефонных звонков во все инстанции нашла машину и поехала в Малую Джалгу, где живет тот парень. Встретилась с ним, с местными властями. И закрутилась карусель людского сострадания. Вот такие они, «несколько строчек в газете» нашего селькора Галины Дашко.

Потом была еще одна история с еще одним солдатом чеченской войны. Дашко вновь вызвала неудовольствие лечащих врачей, с головой бросившись улаживать чужие проблемы.

Как-то прошлым летом Галина Антоновна сидела на скамейке у подъезда вместе со своими соседками. Подошел молоденький, лет 28-ми, капитан. Оказывается, он ищет квартиру для своей семьи. Женщины пожали плечами и продолжили разговор. А Галина Антоновна вернула удалявшегося прохожего. Почему-то пронзили ее душу глаза военного. В них - такие безысходность, неустроенность и даже отчаяние. Спросила, как зовут. И, когда услышала «Анатолий», чуть не заплакала. Так звали брата, смерть которого она тяжело переживала в те дни. Это наверняка знак от него! Пригласила молодого человека в квартиру, напоила чаем, расспросила о житье-бытье. Потом все-таки «вызвонила» несколько адресов. Вскоре Анатолий, замполит местной воинской части, перевез жену и детей в Дивное. Все они очень подружились со своей замечательной спасительницей.

Кстати, армия, ее боль и проблемы - любимая тема селькора Г. Дашко. Ведь она много лет была членом военно-врачебной комиссии при различных военкоматах. Еще одна история кажется просто невероятной. Андрею Бурсукову принесли повестку в армию. Мать - в панике: в доме ни газа, ни света. Пол-Дивного в те дни осталось без электроэнергии - кажется, после стихии. Женщина, не надеясь ни на что, просто поделилась своими проблемами с Галиной Антоновной. Та - хоть был уже поздний час - позвонила военкому С. Гайдукову. А утром во дворе будущего солдата уже орудовали спецы - в дом пришел газ. Вечером и энергетики изыскали возможность подключить свет. Солдат уходил в армию с прекрасным настроением. А потом он написал благодарность Галине Антоновне в нашу газету.

Какие они, другие лауреаты журналистского конкурса имени Германа Лопатина? Наш лауреат - именно такой. Мы с коллегами сочли необходимым рассказать о нем, вернее, о ней всему краю. И сделать это непременно в «Ставрополке». Пусть еще один номер этой газеты займет свое место в стопке самых важных документов Галины Дашко.