00:00, 6 марта 2003 года

Краса рукотворная

Это настоящий праздник рукотворного искусства красок, необыкновенных форм, новых идей. Много представлено интересных работ в жанре резьбы по дереву. Поистине удивительны «деревянные картины» В. Гутенева: самые настоящие картины в рамке, но только вместо полотна и красок – дерево. «Музыкант», «Горский танец», «Песнь казака», «На природе» - его темы.

А у керамиста О. Захарова кроме ваз, пепельниц и сувениров вызывают восхищение музыкальные инструменты – флейты и окарины. Их автор – гончар и музыкант, умеет добывать мелодию из… глины. В пластике созданных им инструментов сочетается изначальное древнее и условное современное. И все это плавно вписывается в человеческие руки, и ощущается не просто материал, но – творение, в котором улавливаются отголоски цивилизаций различных времен.

Самодеятельный косторез И. Белозеров экспонирует резные иконы, ювелирные украшения, броши, портреты Пушкина, Рублева, Менделеева. Художник применяет еще и технику пирографии – то есть выжигания на кости. Живя когда-то на Севере, он самостоятельно овладел техникой резьбы и теперь создает замечательные произведения.

Украшает стены выставочного зала горячий батик. В «Пире» и «Молитве», представленных студенткой института им. И. Е. Репина А. Поповой, используются мотивы Древнего Египта. Совершенно другие темы, а стало быть, и краски, у работ в этой же технике исполнения А. Соколовой: ее «текстильные картины» имеют мягкие силуэты и расплывчатые «акварельные» линии. Студенты отделения деревообработки Ставропольского художественного училища Д. Рыбин, П. Клепалко и М. Даргиля представили оригинальную мебель: журнальный столик «Китай», стул «Модерн», кресло «Лотос».

Студенты кафедры декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесского государственного университета удивили своими ювелирными украшениями из серебра и мельхиора с бирюзой, выполненными с изяществом, достойным именитых мастеров. В форме, узорах и орнаментах браслетов, ожерелий и колец отражается колорит той местности, где они созданы. И они, и чеканка по металлу, гальванопластика художников из Нальчика и Карачаевска говорят о том, что в нашем регионе много художников-прикладников, бережно хранящих народные традиции.

Каких только видов декоративно-прикладного искусства не увидишь в выставочном зале музея. Папье-маше, бисквит, фарфор, керамика, чеканка, батик, гобелены – более 90 авторов, 850 предметов. Есть и ценные образцы из музейных фондов, таких как уникальная Фламандская шпалера конца XVII – начала XVIII веков.

В фестивале приняли участие представители восьми регионов Северного Кавказа – Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области, Республики Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, Калмыкии и Адыгеи, Северной Осетии-Алании. Представлено много работ учебных заведений, а также сувенирных предприятий – Семикаракорский фаянс из Ростова, Кисловодский фарфор.

Директор музея изобразительного искусства Зоя Белая рассказала, что с 1990 года в музее проводились ежегодные весенние выставки декоративно-прикладного творчества, в последние годы ставшие частью тематических фестивалей. Программа нынешнего фестиваля, помимо проведения собственно выставки, предусматривает в течение полутора месяцев несколько встреч с художниками и руководителями профильных предприятий, семинар и научно-практическую конференцию.

- Эту выставку мы специально готовили в канун 8 марта, - говорит Зоя Александровна, - и изначально хотели назвать ее «Дыхание весны». Потому что все представленные здесь работы несут в себе потрясающую радость, они непредсказуемы, как женщина, красочны, как весна, изысканны, как все самое прекрасное на земле. Да ведь в большинстве своем в области декоративно-прикладного искусства работают женщины.

Анна МАКСИМЕНКО