00:00, 5 марта 2003 года

На этот раз в цене опыт

– Валентина Федоровна, прежде всего – о составе участников. Сколько их на этот раз?

– 35 человек, по числу районов края. Правда, пока мы получили документы только от 12 претендентов, но до конца недели их должны представить все остальные.

– Главная интрига нынешнего конкурса заключается в том, что документы представляются не по предметным номинациям («Учитель физики», «Учитель языка и литературы» и т.д.). Участники будут заявляться в номинациях «Учитель-исследователь», «Гражданские и демократические ценности в образовании», «Вдохновение и педагогический артистизм» и других, блещущих не меньшей новизной. Готовы ли к участию в таком профессиональном соревновании наши учителя? Ведь, насколько известно, в закончившемся сейчас отборочном туре на местах они все же выступали как учителя-предметники.

– Это не совсем так. Дело в том, что всероссийский тур конкурса «Учитель года России – 2002» уже проходил по-новому. Наша участница Елена Прохорова выступала в Москве в номинации «Практико-ориентированное образование» и вышла во второй этап финала. Отбирая претендентов на краевой тур этого года, на местах старались адаптировать их к новым условиям.

– А чем, собственно, вызваны перемены в проведении конкурса?

– Образование модернизируется. Оно требует учителя нового типа – человека не только профессионального, но обладающего широким культурологическим, личностным потенциалом. У меня есть и свои «за» как у одного из постоянных организаторов «Учителя года Ставрополья». Бывало, и вы видели это, присутствуя на краевых конкурсах, что номинация, допустим, учителей физики очень сильная. В финал мы выбираем одного человека, расхождения иногда в полбалла, остальные очень профессиональные педагоги остались «за бортом». А другая номинация подобралась слабая, и в финал вышел «лучший из слабых». Это в какой-то мере несправедливо. Новые правила позволят сделать выбор победителей более широким. В одной номинации могут участвовать и физики, и лирики. Педагог имеет возможность раскрыться значительно глубже.

– Интересно, заявил ли кто-нибудь себя на участие в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм»?

– Уже три человека.

– А кто его будет судить? Актеров позовете?

– Возможно, и актеров. В составе жюри, большого и малого, также будут перемены. Но здесь хочется сказать, что менее всего мы ждем от участников театрализованных шоу. Артистизм – это свойство личности, а не внешние эффекты.

– Вернемся к составу жюри. Какие перемены ожидаются здесь? Пригласите больше ученых? Раньше было как-то проще: математиков судили математики.

– Наверное, действительно в жюри будет больше ученых, которые совмещают в себе и гуманитарные знания, и естественно-научные, культурологов.

– И последний вопрос: каким предполагается средний возраст участника такого конкурса? Ведь чтобы победить в номинации «Гражданские и демократические ценности в образовании», нужно иметь и профессиональный опыт, и зрелое личностное начало.

– Однозначно, что среди участников конкурса не будет учителей, стаж которых меньше 5-8 лет. Скорее, средний возраст участников приближается к 40. Между прочим, победителю российского конкурса прошлого года, учителю из Гатчины Смирнову – за 50… Хочется добавить, что, очевидно, новые условия конкурса привлекательны для педагогов-мужчин. Из 12 полученных нами заявок, три принадлежат представителям сильного пола.