00:00, 28 февраля 2003 года

Интернет для хутора Зайцева

- Ирина Владимировна, если вернуться к самому началу… Почему создание подобного Центра стало возможным в Ставрополе? Ведь далеко не в каждом регионе России внедряется этот очень престижный проект Федерации Интернет-образования.

- Кроме инициативы, проявленной правительством СК, губернатором А. Черногоровым, ректором СГУ В. Шаповаловым, сыграло роль то, что информатизация – одна из сильных сторон краевой политики. Существует федеральная целевая программа «Электронная Россия», в рамках которой в Ставропольском крае разработана собственная - по информатизации органов исполнительной власти, и разработки эти получили высокую оценку в правительстве России. Учитывая достаточный технический, научно-производственный потенциал, мы, например, на третьем месте в стране по наличию оптиковолоконной связи – нашему региону предложено участвовать в нескольких пилотных проектах «Электронной России». Для Федерации Интернет-образования важным было и то, что на Ставрополье уже в 2002 году имелся в среднем один компьютер на 90 учеников. Для сравнения: в Нижегородской области сейчас один на 300, а есть такие российские регионы, где компьютер приходится на 700 человек.

Конечно, начинать новое, никому неизвестное дело было трудно. Но коллектив в Центре подобрался энергичный, инициативный, увлеченный. Разработкой программ и преподаванием у нас занимаются ученые СГУ. Особый вклад в работу внесли профессора университета, доктора наук Ю. Брановский и В. Минаков. Проректор СГУ Ю. Брановский, наш куратор, – один из основоположников педагогической информатики в России. К моменту открытия СтавРЦИО он имел большой авторитет в этой области. Его работы по внедрению Интернет-технологий в образовательный процесс сыграли важную роль в становлении Центра.

- Какими вам видятся итоги первого года работы?

- Если в цифрах, то за это время обучение в Центре прошли 1200 учителей. Кроме того, мы проводили специальные курсы для представителей федеральных и муниципальных органов власти, журналистов, работников профсоюза народного образования, социальной сферы, учащихся Ставропольской духовной семинарии. Отдельно работаем с детьми – одаренными старшеклассниками и детьми-инвалидами. Мы активно участвуем в общественной жизни города и края. В частности, являемся соучредителями конкурса «Учитель года Ставрополья» в области информационных технологий в образовании. Сейчас как раз работаем с победителями районного и городского этапов, готовим их к участию в краевом туре. Оказываем поддержку в проведении городских и краевых конкурсов и олимпиад школьников по информатике, проводим конференции и научные семинары по проблемам информатизации образования.

В день празднования 225-летия краевого центра СтавРЦИО был награжден за вклад в развитие Ставрополя золотым знаком, где запечатлен символ нашего города, его ангел-хранитель.

Если же говорить о впечатлениях, то каждый поток курсантов запоминается по-особому. Есть, однако, общее. Наши основные слушатели, учителя, приходят к нам, слегка страшась обучения новым, неизвестным технологиям, которое кажется им зачастую каким-то очень сложным. Ведь из четырех групп каждого потока три порой не имеют навыков не только выхода в Интернет, но и вообще работы с компьютером… И как же замечательно потом, во время защиты ими своих проектов, видеть, что они преодолели психологический барьер, создали кто вариант электронного урока, кто сайт своего учебного заведения, а главное, поняли, какие возможности открывают учителю Интернет, владение информационными технологиями.

Кроме того, обучаясь у нас, они встречаются с учеными, с управленцами минобразования края. На «круглые столы» к слушателям регулярно приходит министр образования СК А. Шабалдас. Встречи с ним проходят очень живо, учителя ставят острые вопросы, поднимают важные проблемы.

- Центр поддерживает отношения с бывшими выпускниками?

- Безусловно. Откликаясь на обоюдное желание – свое и наших бывших слушателей, мы открыли у себя Интернет-клуб. Его членами являются все, кто прошел обучение в СтавРЦИО, а наиболее активные и инициативные в освоении компьютерных технологий получают дисконтные карты почетных членов. Для учителей участие в работе клуба – это помощь в разработке и презентации своих инновационных образовательных проектов, обмен опытом с коллегами. Потом это может вылиться в проведение семинара, научной конференции. Именно так состоялся семинар, на котором Д. Зубенко, заместитель директора СШ № 6 Ставрополя, представил коллегам разработку своего модуля электронного урока. Большинство участников семинара решили внедрить его в свою практику.

Сейчас члены клуба заняты организацией в районах педагогических сообществ выпускников СтавРЦИО. Планируется создание на базе Центра библиотеки электронных образовательных ресурсов, которыми смогут в будущем пользоваться все педагоги Ставрополья.

Хочется добавить, что среди наиболее активных наших выпускников не только городские учителя, имеющие в своих школах более продвинутую материальную базу, но и сельские, такие, как, например, Г. Жулина с хутора Зайцева Курского района, Е. Поречный из села Красногвардейского. Интернета в их школах нет, но, пользуясь наработками, увезенными из СтавРЦИО, они также создают электронные уроки, стараются внедрить информационные технологии в жизнь своих учеников.

- Кроме недостаточной «интернетизации» школ, с какими еще проблемами вы сталкиваетесь в работе?

- В школах часто информационными технологиями владеет только учитель информатики, причем даже независимо от наличия или отсутствия компьютерного класса. И на своем мощнейшем, современнейшем оборудовании мы вначале вынуждены обучать педагогов простейшим операциям – держать в руках мышку и производить двойной щелчок. Это нерационально, неэффективно, отнимает время. Наши сотрудники разработали проект, который предполагает открытие на местах Интернет-площадок, где простейшим навыкам будущие слушатели обучались бы перед отъездом в Ставрополь на курсы. Первую такую площадку мы открыли в Невинномысске на базе гимназии № 10 «ЛИК». Очень хотелось бы этот опыт распространить.

- Отдельная тема – работа с детьми… Я присутствовала и на ваших Интернет-каникулах, когда в Центре собрались продвинутые городские школьники со своими идеями, проектами, и во время обучения слабослышащих детей из интерната № 36 Ставрополя. Недавно у вас учились дети-инвалиды, больные ДЦП.

- Как ни избито это звучит, но дети – наше будущее. Одним новые технологии могут помочь развить свои таланты, войти в общемировое информационное пространство и сделать это во благо России. Другим – расширить свои жизненные возможности, которые, как у ребят–инвалидов, волею судьбы ограничены. И те и другие доставляют нам радость.

Последнее по времени впечатление – дети-«колясочники», больные детским церебральным параличом. Они обучались у нас вместе с родителями. Было много и нелегких, и трогательных впечатлений. Два мальчика, которые до тех пор перезванивались по телефону, впервые увиделись на занятиях в Центре. Надо было видеть их счастье! Знания впитывали все, даже ребята, у которых затруднено движение рук на клавиатуре. Понимали они все и ориентировались лучше родителей, подсказывали им. К сожалению, у большинства этих семей нет средств, чтобы купить компьютер, и через вашу газету я хотела бы обратиться к спонсорам, предпринимателям города и края с предложением помочь в этом. Желающие могут связаться со СтаврЦИО или с министерством труда и соцзащиты края, с городскими службами соцзащиты…

- Что дает обучение в Центре слушателям, понятно. А что дает эта работа вам и вашим сотрудникам?

- Прежде всего большое удовлетворение от своего труда. Мы гордимся тем, что наш край выиграл Всероссийский тендер, объявленный Федерацией Интернет-образования. Это дает возможность дополнительно открыть на Ставрополье 20 межрегиональных ресурсных центров компьютеризации и центр дистанционного обучения в Ставрополе. Есть в этом доля и нашего труда.