00:00, 22 февраля 2003 года

Кровеносная система России

В том, что за этим сравнением кроется глубокий смысл, мы все убедились после страшного наводнения летом прошлого года. В конце июня – начале июля бешеный поток уничтожил в республиках Северного Кавказа, Ставропольском и Краснодарском краях 995,9 километра дорог общего пользования и 231 мост, была прервана связь со 115 населенными пунктами. Так что местом проведения традиционного совещания, на котором подводятся итоги работы отрасли за предыдущий год и намечаются задачи на текущий, руководство «Росавтодора» выбрало Южный федеральный округ не случайно.

- Мы хотим показать на конкретном примере, что дорожники в состоянии в очень сжатые сроки, в условиях ограниченного финансирования решать самые сложные задачи, - признался первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель государственной службы дорожного хозяйства И. Слюняев.

Весьма высоко оценил работу дорожников по ликвидации последствий наводнения выступивший на совещании полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе В. Казанцев. Уже 28 июня распоряжением Минтранса России был создан оперативный штаб, который возглавил И. Слюняев. В район бедствия срочно перебросили сотни единиц дорожной техники и автомобилей, доставили комплекты сборно-разборных мостов. В результате принятых мер уже четвертого июля по временной схеме было восстановлено движение по всей сети федеральных дорог ЮФО. А к исходу 2002 года было открыто автомобильное движение по дорогам протяженностью 907,5 километра, восстановлено 190 мостов. Объем выполненных работ составил свыше 1048 миллионов рублей.

Но жизнь не сводится к одним ЧП, какими бы масштабными они ни были. А потому полпред президента подробно описал положение с транспортными артериями в ЮФО и высказал конкретные предложения.

Губернатор края А. Черногоров, приветствуя гостей, тоже не скупился на слова признательности дорожникам, руководству «Росавтодора» и лично И. Слюняеву. А затем рассказал участникам совещания, что дорожная сеть края включает в себя почти семь тысяч километров, в том числе 800 километров федеральных дорог. Их реконструкция, ремонт, благоустройство крайне важны для оживления экономики. Но это требует значительных финансовых вложений. Между тем сейчас в крохотной Финляндии на содержание и строительство дорог выделяют примерно столько же денег, сколько в нашей необъятной России.

Проблема финансирования отрасли заняла центральное место и в отчетном докладе руководителя «Росавтодора» И. Слюняева. Начавшиеся в 2000 году налоговые новации и, в частности, ликвидация Федерального дорожного фонда, налогов на пользователей автодорогами беспокоят дорожников. Тем более что предложенные взамен источники финансирования ненадежны. Так, уже сегодня ясно, что пролоббированная нефтеперерабатывающими компаниями и одобренная законодателями схема взимания акцизов на ГСМ не срабатывает, что дорожники получают лишь малую часть предполагаемых отчислений. А потому и министр, и поддержавший его председатель бюджетного комитета верхней палаты парламента Е. Бушмин заявили о намерении добиваться безотлагательной корректировки этого закона.

Из 2001 в 2002 год «Росавтодор» перешел с 353 объектами. Из них сейчас финансируется только 53, поскольку денег не хватает. К сожалению, как позже на пресс-конференции признался И. Слюняев, трасса из Кисловодска через Карачаево-Черкесию к Черному морю, о которой упоминал президент В. Путин во время своего посещения Кавминвод, в перечень первоочередных объектов не попала.

Десять лет дорожники России жили согласно своей «конституции» – закону о дорожных фондах. С 1 января 2003 года он прекратил. Поэтому и И. Слюняев, и другие участники совещания подчеркивали, сколь необходимо как можно быстрее завершить разработку и принять закон об автомобильных дорогах. Кроме того, большие надежды дорожники возлагают на готовящиеся проекты законов о платных дорогах и о концессии в дорожном строительстве.

Среди тех проблем, которые поднимали в своих выступлениях президенты Кабардино-Балкарии В. Коков, Северной Осетии – Алании А. Дзасохов и Карачаево-Черкесии В. Семенов, я бы выделил круглогодичную безопасную эксплуатацию горных дорог, особенно тех, что ведут к таким всемирно известным курортам, как Приэльбрусье и Домбай. Соответствующие технологии защиты от снежных лавин, селей, камнепадов разработаны и в нашей стране, и за рубежом. Важно их использовать на деле. Прямо на совещании, в ходе обсуждения с В. Казанцевым и И. Слюняевым, была достигнута предварительная договоренность о создании специализированного подразделения, которое будет базироваться во Владикавказе, а его филиалы – в других республиках Северного Кавказа.

Свое мнение о реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 г.г.» высказали заместитель полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе А. Герасименко, председатель профильного комитета Государственной Думы РФ М. Шакун, зам. председателя бюджетного комитета Совета Федерации С. Орлова и многие другие. Участвовал в работе совещания и сенатор от Ставропольского края А. Лысяков.

Дорожники России приняли решение, в котором отметили, что при ограниченных финансовых ресурсах годовая программа работ по строительству и реконструкции федеральных автомобильных дорог была все же выполнена. «Росавтодору» в итоговом документе предписано завершить в 2003 году восстановление объектов дорожного хозяйства, пострадавших в результате стихийного бедствия на Юге России, а также выполнить целый комплекс мероприятий по совершенствованию механизма финансирования и организации дорожного хозяйства.

Было на совещании и одно приятное неофициальное действо: его участники тепло поздравили В. Казанцева с днем рождения, который совпал с датой проведения Всероссийского форума дорожников.