00:00, 21 февраля 2003 года

Чтоб не задуло искру божью

Как среди 600 тысяч юных ставропольчан выявить наиболее одаренных? Каким образом развить их способности? И что можно сделать, чтобы талантливые молодые специалисты трудились на благо родного Отечества?

Много интересных мыслей на сей счет высказали и сами депутаты краевой Думы, и члены правительства СК, и ректоры ведущих вузов Пятигорска. Но все-таки главной изюминкой выездного заседания стало то, что власть имущие лицом к лицу встретились с той самой талантливой молодежью, о которой шла речь – с лучшими студентами ПГТУ. Но, впрочем, не будем забегать вперед.

Свое представление о системе работы с талантливыми детьми и подростками изложил министр образования СК А. Шабалдас. Его суть: дать ребенку как можно больше возможностей проявить свои способности. Для этого в каждой школе, в каждом училище проводить всевозможные конкурсы, олимпиады. Отличившихся ребят выводить на городские, районные, краевые и, наконец, на российские конкурсы. Правда, с последним, как признался министр, возникают проблемы. Из-за нехватки средств лишь половина, а то и треть победителей краевых олимпиад и соревнований попадают на состязания российского масштаба. А это сильно тормозит развитие способностей одаренных детей.

Весьма высоко оценил А. Шабалдас работу с талантливыми детьми школы «Поиск» и Малой академии при краевом Дворце детского творчества.

Введение единого госэкзамена по всей стране, по мнению министра образования, позволит избежать предвзятости педагогов, даст объективную оценку знаний выпускников. А вот у ректора Пятигорского лингвистического университета Ю. Давыдова прямо противоположное мнение: единый госэкзамен загубит множество талантливых ребят. Ведь его результаты говорят лишь о хорошей памяти выпускника. О таланте же можно судить только при очной беседе с абитуриентом, которую новая система исключает. Да и как можно с одними и теми же требованиями подходить к выпускнику элитной школы в Ставрополе или Пятигорске и к выпускнику школы в каком-нибудь Тукуй-Мектебе, где нет ни преподавателя английского, ни преподавателя физкультуры?..

Указал Ю. Давыдов и на проблемы в вузах. Талантливую молодежь вернее всего можно выявить, если привлечь к научным исследованиям. Этим должны заниматься научные работники без учебной нагрузки. А их-то, по нынешнему положению, на кафедрах держать недопустимо. Хорошо, что ректор ПГТУ В. Казначеев, нашел выход: создал при университете два НИИ. А как быть другим вузам? И уж совсем необъяснимы с точки зрения здравого смысла те положения нынешнего налогового законодательства, по которым у вузов изымают более половины внебюджетных средств.

Заместитель министра культуры СК В. Лычагин считает, что, несмотря ни на что, система выявления и развития способностей ребят в России – лучшая в мире. Но, затратив огромные силы и средства на воспитание талантливого музыканта или ученого, страна зачастую не получает отдачи. В. Лычагин привел конкретные примеры, как талантливых ставропольских юношей и девушек сманивают за рубеж, создавая им там прекрасные условия. А на Родине начинающему музыканту, в соответствии с единой тарифной сеткой, могут предложить лишь оклад в 1120 рублей да крохотные доплаты. Так что, если мы хотим сохранить для России талантливую молодежь, необходимо любыми способами строить жилье, максимально широко вводить именные стипендии глав администраций, руководителей муниципальных образований.

На заседании выступили и другие ученые, члены правительства, депутаты. Но было особенно приятно видеть, как вслед за ними, нисколько не тушуясь, на трибуну поднимались студенты и рассказывали о системе развития способностей в их вузе, говорили об упущениях в работе с талантливой молодежью, предлагали учредить региональные гранты, расширить перечень краевых конкурсов, полнее использовать потенциал Союза молодежи.

Члены комитета приняли постановление ГДСК «О государственной поддержке талантливой молодежи». В нем, в частности, предусмотрено ходатайствовать об увеличении расходов на господдержку талантливой молодежи при формировании бюджета на 2004 год, внести изменения и дополнения в законы СК «Об образовании», «О физической культуре и спорте», «О молодежной политике» и рекомендовать краевым СМИ больше рассказывать об одаренных молодых людях.