00:00, 21 февраля 2003 года

Допустим, вы русский странник...

Изложенное вызвало удивление и интерес, но тут встала одна из присутствующих и методично разъяснила: «Что это вы радуетесь и аплодируете? Наша страна строит капитализм, и больше всего нам теперь понадобятся управляемые люди»… Зал пришел в замешательство. Человеком с бородой был ученый Анатолий Дуров, его оригинальным оппонентом – старший бухгалтер, от которой зависело финансирование мероприятия. Старший бухгалтер отказывала России в личностях.

Но оставим комментарии и вспомним Достоевского, который сокрушался еще более сотни лет назад: «Уже дошло до того, что России надо обучаться, как науке, непосредственное понимание ее нами утрачено». Анатолий Дуров – именно тот человек, который в силу своей профессии действительно «учит России». Он – кандидат филологических наук, доцент кафедры культурологии и библиотечного дела СГУ, преподаватель истории мировой культуры. В настоящее время Анатолий Андреевич готовится к защите докторской диссертации по теме: «Трансляция русской народной культуры в русской прозе второй половины ХХ века».

И все-таки хочется понять этот горький упрек Достоевского, который после катастроф прошлого века приобретает жгуче актуальный смысл. Ведь дважды потеряв Россию (царскую и советскую), мы дважды теряли самих себя или знание того, что действительно есть Россия: ее особенности, исконная судьба, истоки. В результате стало казаться, что и в самом деле нам «все позволено». Однако же, какое спасение можно отыскать в явлении русской народной культуры, если под этим понятием мы подразумеваем нечто архаично-развлекательное – песни и пляски, гармошку и балалайку, адаптированные сказки для детей и самодеятельный хор «последних бабушек»… Для Анатолия Дурова, не менее 20 лет постигающего философию народной культуры, это сценический вариант законсервированной народной культуры, в то время как ее живой «неотредактированный» дух обращен не в прошлое, а исключительно в будущее. «Живая культура, - поясняет Анатолий Андреевич, - заставляет думать. Как создается личность? Как отец семейства поднимает свой род? Воспитывает детей? В народной педагогике загадки не заучивают, их разгадывают».

Но вообще, чтобы представить, что же в народной культуре открылось Анатолию Дурову, надо войти в мир этого человека. Еще в недалеком прошлом филолог Дуров был актером и наши театралы его, конечно, помнят. В Ставропольский краевой драматический театр он приехал из Сибири, где вырос и получил актерское образование. В Ставрополе Дуров самостоятельно занялся режиссурой, поставив в студенческом театре мединститута «До третьих петухов» В. Шукшина. Тогда он еще не знал, что с этого времени начнется его путь в науку. Но есть в его личной истории удивительные совпадения. «До третьих петухов» - философскую сказку-прогноз – написал единый в трех лицах актер, писатель, режиссер. Природе же актера свойственно особое «магическое мышление» – способность видеть правоту противоположностей, а значит – дар диалога и полноты чувств. Не случайно известный актер Василий Шукшин и неизвестный ему его ученик актер Анатолий Дуров оказались пожизненно вовлеченными в мир, населенный бессмертными первообразами народной культуры. Свое знание они пережили и прожили, как проживает роль хороший актер, и знание стало живым, способным дать живые ответы и вечные вопросы. Как личность обретает свою полнокровную силу? И почему теряет ее? В русской волшебной сказке ответ дает идеальная личность в образе Великой Народной Троицы, где образ праведника Иванушки-дурака сочетает в себе правду со смехом, образ освободителя Атамана – свободу с совестью, а образ защитника Ильи Муромца – силу венчает с жалостью… Обессиливание современного человека происходит от разрушения им полноты, когда смех освобождается от правды, сила – от жалости, а свобода – от совести.

В жизни самого Анатолия Андреевича, будто специально, чтобы испытать его, обстоятельства однажды сложились таким образом, что он оказался перед выбором: либо сохранить свою личность (свободу и совесть), но уйти со сцены, либо остаться, но потерять силу. И он предпочел уйти…

16 лет связывают Анатолия Дурова со Ставропольским государственным университетом. Вначале – в качестве студента, затем – преподавателя. В эти годы происходит много важных событий для его профессионального становления: активное участие в знаменитых шукшинских чтениях на родине писателя в Бийске, создание экспериментальной научной лаборатории «живого знания», публикация в престижном английском сборнике Шеффилдского университета и т.д. Но более всего нас теперь интересует, как Анатолий Андреевич использует свое знание нравственной народной культуры непосредственно в педагогической практике. «В народной русской культуре, - объясняет он, - существуют два полюса бытия – будни и праздники. Один полюс укоренен в сфере необходимости, другой –в царстве свободы. Так культура создавала разный энергетический потенциал человеческих желаний. В буднях вытравлялось все праздничное, в праздниках – будничное. Но праздник – это не передышка в труде. Он должен зародиться в буднях, как пробуждение тоски по идеалу. Праздник – творимый идеал…»

В эксперименте А. Дурова все начинается с того, что студент тянет жребий и получает роль. На листочке написано кто он, в какой стране и культуре родился, в какие времена и что ему предстоит познать. Так начинается будничный труд подготовки праздника «погружение в культуру». Смысл и цель – познать культуру изнутри, пережить ее как реальность на трех учебных этапах – просвещения, осознания, проживания. Допустим, вы – русский странник, египетский жрец или китайский император. Создание необходимого образа потребует знания истории, психологии, ритуала, быта, нравов. Студенты пишут эссе, создают коллективный сценарий, изучают секреты национальной кухни. В рейтинговой оценке учитывается каждый жест.

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств хранятся видеозаписи экзаменов по культурологии – праздника погружения в культуру на принципах «живого знания». Зрелище более чем любопытное. Оно серьезно в своей сути. Напряженный будничный труд завершается действом, возрождающим забытые образы и смыслы. Так педагогический метод Анатолия Дурова, которым он пользуется более 10 лет, объединил все три области человеческой культуры – науку, искусство, жизнь. Но, кроме видимой задачи, в этом методе осуществляется и невидимая. Совершив поступок «живого знания», ученики Анатолия Андреевича пережили опыт ответственности за «общее дело», а это самая глубинная и задушевная народная мысль, идеал народной культуры, источник силы личности и народа. Невидимым остается и внутренний процесс передачи традиции. Важно понять, что смысл тут не в передаче информации, а в непрерывном возрождении одной духовной личности в другой: отца – в сыне, учителя – в ученике…