00:00, 19 февраля 2003 года

Референдум и все остальные

Собственно говоря, референдум решает немногое. Конституция Чечни не может – по определению – противоречить федеральным законам. И уж проблем войны и мира он точно не решит. Но одно то, что свободное волеизъявление возможно, вызывает раздражение у сепаратистов.

В Гудермесском районе Чечни обнаружен и обезврежен грузовик ЗИЛ-131, в котором находилось около 1200 килограммов взрывчатки. По данным военных, взрывчатка предназначалась для теракта, который боевики намеревались совершить в Гудермесском районе в день референдума по конституции Чечни или накануне его.

Напомним, что несколько дней назад в Ножай-Юртовском и Веденском районах Чечни в местном телеэфире появилась запись выступления Аслана Масхадова, который резко осудил предстоящий референдум и пообещал нанести «сокрушительный удар», когда сойдет снег. Лидер экстремистов призвал чеченцев отказаться от сотрудничества с федералами, обещая не трогать тех, кто «одумается». Представители российского военного командования в Чечне говорят, что угрозы в связи с референдумом появляются довольно часто. Экстремисты распространяют листовки в селах, ведут агитацию среди населения. В дни голосования все федеральные силы будут приведены в состояние повышенной готовности.

Цель референдума, по большому политическому счету, – лишить лигитимности Аслана Масхадова. Президент-то он избранный. И чем ближе к 23 марта, тем явственнее эта цель. Поводом к очередному обострению раздражительности Москвы стало назначение Масхадовым нового «представителя президента ЧРИ», в задачи которого входит организация «переговорного процесса». Им стал Саламбек Мангов, заменивший Ахмеда Закаева.

Кремль достаточно жестко отреагировал на это назначение. Помощник президента России Сергей Ястржембский заявил, что федеральный центр не намерен поддерживать с очередным представителем Масхадова никаких отношений. А самого Масхадова Ястржембский назвал «несуществующим президентом несуществующего государства», который вновь пытается «привлечь внимание к себе как к якобы политической силе и помешать проведению референдума в Чечне».

Любую возможность соглашений с Масхадовым исключил и глава администрации Чечни Ахмад Кадыров.

Но, как известно, свято место пусто не бывает. О готовности начать переговоры (со всеми вытекающими отсюда последствиями) заявил уволенный в июне 2002 года указом Масхадова с должности «вице-президент Ичкерии» «бригадный генерал» Ваха Арсанов. Бывший «вице-президент» призвал чеченских боевиков прекратить нападения на чеченскую милицию. Этот призыв Арсанов сделал в ходе видеообращения, кассета с записью которого была прислана в минувшую субботу в агентство France Press. «Я прошу всех борцов чеченского сопротивления не предпринимать никаких действий против сотрудников чеченской милиции, - заявил Арсанов. – Многие из них пошли на работу, не имея никаких других средств к существованию, кроме этой работы. И сегодня мы не имеем никакого морального права уничтожать друг друга».

Кроме того, Арсанов заявил, что может вести переговоры с Москвой, если та не хочет разговаривать с лидером чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым.

Ваха Арсанов, - фигура, конечно, весьма интересная. Он, как все остальные сподвижники Масхадова, он причастен к борьбе с федеральными силами. Впрочем, если внимательно вчитаться в те обрывки из текста обращения Арсанова, которые до нас дошли, станет ясно, что он углядел в сегодняшней ситуации в Чеченской Республике самое страшное и против него выступил. Здесь идет уже не просто гражданская война между жителями одной страны - Российской Федерации (кстати сказать, такой ход развития событий «Ставропольская правда» предсказывала загодя), друг с другом воюют чеченцы – дети одной матери, Ичкерии. И противостояние, например, между чеченским ОМОНом и другими подразделениями республиканской милиции становится все явственней. Как эту ситуацию будут «разруливать» федеральные силы, вопрос из серии весьма интересных.

Но даже эти призывы Арсанова, скорее всего, останутся неуслышанными. Такое мнение высказал замглавы администрации Чеченской Республики Таус Джабраилов. «Атаки на чеченских милиционеров и сотрудников администраций совершают подразделения полевого командира Шамиля Басаева, и Арсанов не обладает достаточным весом в этой среде, чтобы их прекратить», - сказал Джабраилов.

Он отметил, что в период существования республики Ичкерия между Арсановым и Масхадовым складывались непростые отношения, а должность Арсанова, который называет себя вице-президентом Ичкерии, в среде боевиков «номинальна» и не позволяет влиять на принятие важных решений.

«Но все-таки Арсанов мог бы взять на себя инициативу и уговорить тех, кто его слушает, сложить оружие», - считает Джабраилов.

В публикации использованы материалы информагентств, программы «Вести» РТР