00:00, 13 февраля 2003 года

Милосердие за колючей проволокой

C некоторыми из них, как уже сообщалось, члены комиссии смогли увидеться, что называется, с глазу на глаз, когда в минувший вторник в исправительном учреждении ЯП 17/1, что в селе Кочубеевском, прошло выездное заседание. Напомним, что в саму комиссию входят 11 человек. Это юристы, преподаватели, члены общественных организаций, представители ГДСК и правительства края…

Сначала, впрочем, стоит подробнее рассказать о самой Кочубеевской колонии строгого режима. Работает она с 1957 года. Здесь отбывают наказание осужденные за тяжкие преступления (грабежи, разбои, убийства), а также те, кто не однажды преступил закон. Так что контингент не из легких. У половины осужденных – большие сроки, иногда до 17-18 лет. Вообще же, «зона», как привыкли у нас называть любую колонию, это государство в государстве. Здесь есть жилые помещения, клуб, медсанчасть, столовая, промзона, склады, котельная и многое-многое другое.

Немало внимания уделяется трудовой занятости осужденных. Годовой оборот колонии – 20 миллионов рублей. Делают здесь дезинфекционные камеры, пылеулавливающие агрегаты, армейские кровати (по заказу СКВО), деревянные табуретки, шкафы, полки, шкатулки, нарды, сувенирную продукцию. Но работы на всех не хватает. Есть заказы – есть работа, нет заказов – приходится отдыхать…

Устраивают на «зоне» и спортивные состязания. Так, на днях начнется чемпионат между отрядами «Русская зима». Заключенные будут соревноваться в мини-футболе, перетягивании каната, настольном теннисе и т.д.

Председатель комиссии по помилованию, заслуженный юрист РФ, председатель краевого суда в почетной отставке Александр Масленников отметил, что выездные заседания очень нужны. Ведь, кроме прочего, они позволяют изучить условия содержания осужденных (проводятся соответствующие предварительные проверки), также изучается исполнение в колониях законодательства по помилованию. Кстати, самой краевой комиссии по помилованию на днях исполнился год. За это время рассмотрено 118 дел, помилован 21 человек. Недавно комиссия была признана лучшей в России, и ее документы как образец разосланы во все регионы страны.

«Украл, выпил – в тюрьму» – эта фраза из «Джентльменов удачи» подходит к большинству дел, «героями» которых стали обитатели Кочубеевской колонии. Только слова надо немного переставить местами: «Выпил, украл (ограбил, убил) – в тюрьму». Не секрет, что большинство преступлений у нас совершается, как говорится, по пьянке. Вот и дела, рассматриваемые членами комиссии, были в чем-то похожи друг на друга.

В специальную комнату один за другим заходили осужденные, и жизненный путь каждого дотошно рассматривался членами комиссии. Сценарии преступлений, как уже говорилось выше, не отличались разнообразием. Обычно после принятия изрядного количества спиртного все и происходило. Один гражданин, крепко выпив, из ружья застрелил родного брата (объяснил это тем, что тот избивал мать), другой с подельниками ограбил и избил прохожего, третий убил своего знакомого, поссорившись с ним (опять же по пьянке), и т.д., и т.п.

Все девять человек, прошедших перед комиссией, заверяли, что с преступным прошлым покончили навсегда, обещали после освобождения работать, не брать ни капли спиртного в рот. Все как один утверждали, что их семьям и детям очень плохо без кормильца. Правда, в дальнейшем выяснялись вещи иные. К примеру, большинство осужденных до совершения преступлений не работали и кормильцами их назвать нельзя было никак. Скорее наоборот, они готовы были нести из дома все в обмен на бутылку. К тому же большинство попало в колонию не в первый раз. И очень нелегко было выяснить, искренен ли уже не однажды оступившийся человек, грабивший и убивавший, а теперь обещающий стать примерным членом общества.

Словом, задача перед членами комиссии стояла архитрудная. И было видно, что они к исполнению своих обязанностей относятся отнюдь не формально. Так, заседанию предшествовали поездки к родственникам тех, кто подал прошение о помиловании. Где, как не там, на месте, можно все узнать о человеке? Вообще же учитывались десятки нюансов: есть ли у осужденного семья, каково ее материальное положение, поддерживает ли он с ней связь, были ли поощрения или наказания за время пребывания в колонии, какие представлены характеристики с места жительства или бывшей работы, каковы планы человека после возможного освобождения и многое другое.

По итогам заседания комиссии, рассмотревшей двенадцать дел (три дела относились не к Кочубеевской, а к другим колониям края), решено согласиться с просьбами трех человек, подавших ходатайство о помиловании. Соответствующие заключения будут направлены губернатору. А последнее слово остается за президентом России. Фамилии же конкретных людей, которым даровано помилование, будут опубликованы позже.

-Я думаю, что комиссия поработала очень плодотворно, - сказал Александр Масленников. – Уверен, что помилование оказывает большое влияние на всех осужденных, в том числе и на тех, кто остается отбывать наказание. Они увидели, что шанс начать новую, честную жизнь есть всегда.