00:00, 12 февраля 2003 года

Боттичелли против наркоторговли

В нынешнем положении со стопроцентной уверенностью о безусловных фаворитах говорить рано. Но фигуры, претендующие на роль лидера, уже обозначились. Претензии на пост, подкрепленные как денежным, так и административным ресурсом, - налицо. Не называя персоналий, лишь скажем, что фактически на последнем отрезке выборной дистанции основная борьба развернется между тремя-четырьмя кандидатами, шансы которых сегодня представляются почти равновеликими.

У ессентукской муниципальной выборной кампании, несомненно, присутствует своя специфика. Отличительной чертой ее стала эксплуатация всеми без исключения кандидатами двух тем – последствий июньского наводнения и возрождения былой славы Ессентуков как бальнеологического курорта. Их важность никем не оспаривается, но порой дело доходит до смешного. Так, в агитке одного из кандидатов в заслугу ставится то, что он организовал «утилизацию трупов домашних животных» в городе после того, как паводковая вода ушла.

Кампания получается действительно нескучной, особенно у тех избирателей, которые умеют читать по-русски. На какие выборные дивиденды рассчитывает кандидат, пишущий в листовке о том, что он «склонен к лидерству, регулярно возглавляет различные общественные организации»? Другой же соискатель, следует отметить, постоянный участник всех выборных кампаний на все мыслимые и немыслимые посты в регионе, вообще заявляет тиражом в пять тысяч экземпляров, что он «участник создания региона КМВ». Сидишь и думаешь, то ли с тектоническими процессами этот перл связывать, то ли по наказу царя-батюшки 200 лет назад он здравницы да купальни возводить начал…

Некоторые кандидаты действуют гибче. Появились песни на популярный мотив с именем кандидата на ультрамодных, а значит, слушаемых ФМ-радиостанциях. В полиграфической продукции тезисы и программы разбавлены справочной информацией о расписании электричек, номерами телефонов коммунальных служб. Раздаются «памятки» для пенсионеров, календари, которые настолько качественно исполнены, что задумываешься: а не оставить ли? На одном из поздравлений к дню святой Татьяны даже появилась репродукция Боттичелли, а о выборах в ней не сказано ни слова, лишь фамилия кандидата. Такие ходы подкупают и запоминаются.

К сожалению, эта выборная кампания не окрашена в теплые и спокойные тона упомянутого художника времен итальянского Рисоржименто. Скандал едва не разгорелся вокруг известного на КМВ клуба «Ночной полет». Его владельцем является один из претендентов на мэрский пост - предприниматель К. Скоморохин. Опасаясь провокаций, он был вынужден обратиться в правоохранительные органы, подозревая, что в клуб хотят подбросить наркотики, и тогда бы и на его репутации как кандидата, и на престиже заведения можно было бы ставить крест. Силовики пошли ему навстречу, и теперь в «Ночном полете» постоянно дежурит сотрудник милиции. Другому кандидату на мэрский пост «доброжелатели» расклеили по городу объявления о встречах с избирателями, которые должны были состояться в одно и то же время, но в разных местах.

Без политики выборы, даже муниципальные, обойтись не могут. Официально уведомили о своей партийности лишь два претендента – представители КПРФ и «Единой России». Но борьба политпрограмм этих двух политических тяжеловесов в Ессентуках даже не намечается. Обозначение партийности походит на ритуальный шаг.

Тем не менее соблазн стать «партийным» кандидатом манит соискателей мэрского поста. Один из кандидатов, директор санатория им. Сеченова А. Архангельский, даже заручился поддержкой председателя исполкома Российской партии пенсионеров В. Пономаренко, который призывает голосовать за ставленника со страниц его же газеты. «Ссылка на авторитет», известный прием пиар-кампаний, у А. Архангельского, наверное, самая ярко выраженная. В погоне за голосами избирателей используются все возможности.

А. Архангельский даже утверждает, что министр труда и социального развития РФ А. Починок «был одним из первых, кто поддержал меня в решении баллотироваться на пост мэра Ессентуков». Но согласно федеральному закону, лицам, занимающим государственные должности категории «А», а А. Починок является федеральным министром, запрещается проводить предвыборную агитацию. Более того, использование чьих-либо положительных высказываний о кандидате в агитационных материалах возможно только с письменного согласия автора этих слов. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземпляром агитационного материала. Председатель территориального избиркома В. Бороденков, комментируя эту ситуацию, сказал, что комиссия не располагает такими письменными документами ни от В. Пономаренко, ни от А. Починка. Интересно, знает ли сам

А. Починок о своем, пускай косвенном, участии в ессентукской выборной кампании?

На карту поставлено слишком многое. В. Бороденков даже не исключает, что голоса избирателей попробуют банально покупать без всяких схем и юридических на то оправданий. Кандидаты настроены на победу.

«Инструментарий» - от высоких чиновничьих постов до приглашенных московских политтехнологов – готов к выполнению поставленных задач. И главный во-прос сегодня – сумеют ли все участники избирательного процесса не превратить выборы в очередной фарс?