00:00, 11 февраля 2003 года

Зазвенит гитара на Борзое

Открывая встречу, главный редактор «СП» Василий Балдицын отметил, что, к сожалению, начальник Аргунского погранотряда – лучшего соединения СКРУ, над которым наша редакция шефствует с 1999 года, – полковник Иван Агеенко прибыть в Ставрополь не смог: подвела погода. Поэтому большую часть вопросов журналисты адресовали генералу Путову, который совсем недавно вернулся из Аргунского ущелья.

Можно ли рассчитывать, что бандформирования не предпримут новых попыток прорыва через границу в зоне ответственности регионального управления? Чем конкретно население края в состоянии оказать содействие военнослужащим застав и отрядов в рамках акции «Поможем тому, кто нас бережет», которую проводят редакция «Ставрополки» и пресс-служба СКРУ?

Валерий Путов не скрывал, что с началом весны пограничников ожидает напряженная работа. Год, видимо, будет решающим. По имеющимся сведениям, боевиков попытаются вытеснить из Панкисского ущелья Грузии. Уходить экстремисты будут, скорее всего, на нашу территорию. Поэтому вполне возможны новые боестолкновения. Не придется «скучать» ни военнослужащим Аргунского погранотряда, ни «борзойцам» (отряд особого назначения базируется в населенном пункте Борзой). Много проблем с готовящимся в ЧР референдумом: пограничникам, базирующимся в Чечне, предстоит не только обеспечить надежную охрану рубежей, но и самим принять участие в этом мероприятии.

Не менее сложны и «мирные» задачи: начинается реализация утвержденного президентом РФ комплексного плана обустройства и усиления охраны границы. Некоторые заставы, например, придется передислоцировать. А даже на равнинной местности обустроить подразделение, создать нормальные бытовые условия, наладить службу весьма непросто. В горах, где большинство грузов приходится пока еще перемещать вертолетами, проблемы усложняются многократно. Так что придется строить и пограничные дороги…

Генерал подчеркнул, что, несмотря на трудности, за три года пограничники сумели «обжить» чеченский участок российско-грузинской границы, наладить систему охраны, в чем смогли «убедиться» члены банды Гелаева, пытавшиеся прорваться на нашу территорию. Двадцать четыре головореза нашли свою смерть в ущелье Кериго.

К сожалению, были потери и среди военнослужащих: погибли восемь солдат и офицеров – попали в засаду. Когда был убит начальник заставы, бойцы не оставили тело своего командира на растерзание бандитам, пытались вытащить его из боя. При этом еще несколько человек были сражены пулями снайпера. У боевиков совсем иная мораль: трупы они бросали, а случалось, добивали своих же раненых…

Участники встречи в пресс-клубе не раз возвращались к вопросам обустройства и снабжения военнослужащих. В девяносто девятом, когда только что закончилась десантная операция в Аргунском ущелье, и то, и другое было далеко не блестящим. А как сейчас?

Что касается Борзойского отряда, то его гарнизон, хотя и создан совсем недавно, живет в благоустроенных помещениях. А вот многие «аргунцы» по-прежнему – хотя и в улучшенных, но – в палатках. Правда, продуктами парни не обделены, питаются по горным нормам. Практически нет проблем с обмундированием, регулярно выплачивается денежное довольствие.

И сразу же посыпались новые вопросы: о «боевых», высокогорных, командировочных и прочих надбавках. Ведь не одно и то же служить, скажем, в Новороссийске или в Аргунском ущелье. Генерал отвечал обстоятельно: мол, статус высокогорной заставы или поста определяется особыми приказами, где счет идет не на метры, а на сантиметры, командировочные раза в три больше, нежели на равнине, а «боевые» получают только те, кто реально участвует в схватках с бандитами. Суммарно получается, что офицерам, прапорщикам и контрактникам на горных заставах платят в два-три раза больше, чем «равнинникам». Стимул серьезный. А вот на солдат по призыву он почти не действует: умножай сорок восемь рублей хоть на четыре – все равно сумма получается мизерная…

В ходе заседания пресс-клуба журналисты выяснили, чем, помимо того, что названо в опубликованном «Ставропольской правдой» перечне, жители края могут помочь пограничникам. Оказывается, многим. К примеру, тыловые ведомства пока не предусмотрели снабжение порубежников шерстяными свитерами и носками. Не всем хватает теплых вязаных шапочек. Недостает альпинистского снаряжения: горными ботинками бойцы обеспечены процентов на тридцать…

А взять такую простую, в общем-то, вещь, как электрический фонарь. Боевикам «спонсоры» поставляют компактные фонарики «холодного света». Во-первых, питания у этих приборчиков хватает надолго. Во-вторых, луч света со стороны практически не виден, что на горной границе особенно ценно. Нашим парням приходится пользоваться трофейными фонарями. А их раз, два и обчелся. Да что говорить, не только заграничных, отечественных фонарей не хватает. Маловато на заставах книг. Так что помощь наших читателей будут совсем не лишней. Посылки, адресованные солдатам-«срочникам» на горные посты и заставы, уже начали поступать в редакцию «Ставрополки».

Особую благодарность Валерий Путов высказал в адрес коллектива 4-й городской больницы Ставрополя. Напомним, врачи, медсестры, санитарки этого коллектива в рамках акции «Поможем тому, кто нас бережет» собрали для пограничников более тринадцати тысяч рублей. Уже закуплены вязаные шапочки, туалетные и канцелярские принадлежности, книги, две гитары (одну из них в ходе заседания заведующая пульмонологическим отделением больницы Наталья Фурсикова вручила полковнику Алексею Орлову с просьбой передать в лучшее подразделение отряда особого назначения). Генерал Путов подчеркнул, что женщины тонко чувствуют потребность солдат в пище духовной, поэтому стараются побаловать бойцов не только вареньями-печеньями, но и настольными играми, пополняют солдатские библиотеки и видеотеки…

Командир отряда особого назначения Алексей Орлов несколько разочаровал журналистов своим лаконизмом. Да, создано такое соединение. Личный состав приступил к служебно-боевой деятельности. Вооружением и всем необходимым обеспечены. Исполняющий обязанности начальника СКРУ немножко приоткрыл завесу тайны: дескать, из «спецов» этого отряда формируются десантно-штурмовые группы, которые при необходимости могут действовать впереди пограничных застав…

Генералу Путову были заданы и «неудобные» вопросы. Почему, например, Грузия с боевиками практически не борется, а вы подписываете с руководством сопредельного погранведомства какие-то договоры о взаимодействии? Ответ, как и ожидалось, был предельно прост: люди в погонах политикой не занимаются, лишь выполняют приказы. Если хотите задать вопросы грузинским пограничникам, приезжайте на трехсторонние учения, которые в конце февраля состоятся в Каспийске. Акция "Поможем тому, кто нас бережет"
Фоторепортаж Э. Корниенко из Аргунского ущелья