00:00, 31 января 2003 года

Вези меня, маршрутка

Нельзя сказать, что сегодня все это уже позади, но острота транспортной проблемы спала. В мае прошлого года по городу забегали десятки новых маршруток. Конечно, появились они не сами по себе. В сферу транспортных услуг пришли частники.

Вообще-то разговоры о том, что пора на транспортном рынке города создавать конкуренцию, в Невинномысске шли давно. Но отходить от привычной схемы было боязно: что там получится? Да и ПАТП не горело желанием вдруг заиметь сразу несколько фирм-соперников. Тем не менее в апреле прошлого года провели конкурс на организацию маршрутных перевозок. Владельцам машин нужно было доказать свое право выхода на линию. Специально созданной комиссией (в нее вошли представители администрации и Думы города, налоговых органов, финансового управления, ГАИ) учитывались многие факторы: материально-техническая база, наличие медпункта, «возраст» микроавтобусов, профессионализм водителей и т. д.

Испытание конкурсом выдержали не все, многие остались за бортом. В итоге 35 маршрутов были распределены между двумя фирмами и несколькими частниками-индивидуалами. Всего на городские линии вышло в итоге 35 микроавтобусов (практически все – новые). Сразу отмечу: все они перевозят инвалидов и ветеранов Великой Отечественной бесплатно.

Еще одна важная деталь: сначала администрация города хотела передоверить заключение договоров с маршруточниками какому-нибудь посреднику. Но затем решили по-иному. Сейчас взаимодействуют напрямую две стороны: городские власти и частные автопредприятия. В договорах подробно расписаны права и обязанности каждой стороны. Можно ли расторгнуть соглашение с нерадивым частником? Можно. Такие случаи уже были. Если маршруточник не вышел в рейс, самовольно изменил путь следования, не выполняет расписание, его на первый раз предупреждают. Второго предупреждения не бывает - договор просто аннулируется. Впрочем, пока что было всего три таких происшествия. Водители за свою работу держатся.

Сегодня стоимость проезда в обычном автобусе в Невинке – три рубля, в маршрутке – пять. Тем не менее микроавтобусы не пустуют. Нужно сказать, что ПАТП само играет на руку своим конкурентам. Уже много лет в Невинномысске принята неудобная, не прописанная ни в каких правилах система оплаты за проезд. Нужно выходить в переднюю дверь и денежку отдавать непосредственно водителю. А теперь представьте, каково в час пик пробраться из хвоста «Икаруса»-гармошки в его голову. Вот и стоят автобусы на остановках по пять минут, и проезд из конца в конец небольшого, в принципе, города химиков превращается в долгое, утомительное путешествие. В общем, неудивительно, что маршрутки не пустуют. Наоборот, иногда можно видеть, как их водители в нарушение всех правил пускают пассажиров в заполненные «ГАЗели», и горожане едут, скрючившись в три погибели.

В городе открыли семь новых удобных маршрутов. Теперь, чтобы проехать из одной окраины на другую, не надо делать пересадки. Да и в нужном месте шофер может остановить микроавтобус по просьбе пассажира.

После проведенного в апреле прошлого года конкурса получилось так, что на одном и том же маршруте работают «ГАЗели» или «пазики» одновременно и частной фирмы, и ПАТП, и водителя-индивидуала. Это приводит к ненормальной конкуренции, конфликтам. Каждый старается другого опередить. Вот и получается иной раз, что одна наиболее шустрая маршрутка набита под завязку, а за ней идут две пустые.

Впредь такого не будет. Новый конкурс на организацию перевозок пройдет в середине февраля. Предполагается, что на каждом маршруте будет один хозяин. Кстати, впервые на общих основаниях в конкурсе будут участвовать маршрутки ПАТП.

Вообще-то работа конкурсной комиссии предстоит нелегкая. Надо сделать так, чтобы ни одна из фирм (всего в феврале будут конкурировать три автопредприятия) не получила только выгодные, денежные маршруты. Условия должны быть для всех примерно равными. Уже сейчас частники готовятся к борьбе: изучают конкурентов, покупают новый транспорт, укрепляют свою материально-техническую базу. Всего же на 80 маршрутов будут претендовать более ста конкурсантов.

Важный вопрос – тарифы на проезд. Пока они всех устраивают. Изменить их может только Дума города. Она создаст в случае необходимости специальную комиссию. Представители Думы, администрации, налоговых органов изучат пассажиропотоки, затраты транспортников и вынесут свой вердикт. Сейчас, впрочем, об изменении платы за проезд никто не говорит.

Маршрутки города обеспечивают сегодня около трети пассажирских перевозок. Их доля будет расти. Может сложиться впечатление, что большие автобусы, принадлежащие ПАТП, скоро вообще на линию не надо будет выпускать. Это не так. Микроавтобусы устраивают тех, у кого, образно говоря, ветер в кошельке не играет. Ведь за поездку в два конца изволь отдать червонец. Малоимущим, пенсионерам это не по карману. Более того, многие и на обычном-то автобусе стараются ездить пореже. Так, когда новый состав Думы города отменил льготы для пенсионеров (раньше все они много лет ездили в Невинке бесплатно), это основательно подкосило дачный «бизнес». Слово «бизнес» в кавычки взято сознательно. Какой там бизнес: выращивали пожилые люди (они составляют большинство владельцев фазенд) для себя картошку-морковку. А вот когда пришлось за проезд в месяц выкладывать из пенсии сто целковых, многие свои дачи побросали.

Так что без стареньких «Икарусов» и «ЛиАЗов» и сегодня не обойтись. Обновление же парка автобусов большой вместимости практически заморожено. Если в прошлые годы удавалось приобретать по две машины в год, то сейчас об этом можно только мечтать. В бюджете, подкошенном июньским наводнением и падением налоговых отчислений от предприятий-гигантов, средств на «народные» автобусы просто нет…