00:00, 31 января 2003 года

Кто убил Мориса Тэбрета?

- Cпектакль дорог тем, что режиссер позволил каждому из актеров раскрыться, обнаружить новые грани своего амплуа, - говорит исполнительница главной роли (миссис Тэбрет) народная артистка РФ Вера Рабовская. – Чтобы глубже «проникнуть» в материал, в процессе репетиций мы специально просматривали английские фильмы периода, по времени совпадающего с действием пьесы, обращали внимание на каждую мелочь, вплоть до мимики и жестов. Конечно же, это совсем другие, отличные от российского, характеры – и внешне, и, самое главное, внутренне. Для ставропольской публики они во многом непривычны. У кого-то, например, вызывает недоумение траур, обозначенный у моей героини не обычным черным, а красноватым, с бликами цветом костюма…

Вот так из деталей и по-особому расставленных акцентов рождается на сцене «другая», незнакомая подавляющему большинству публики жизнь английской аристократии начала XX века. Надо сказать, что зрительская реакция на постановку неоднозначна. Здесь можно вспомнить, что сам Моэм не являлся английским драматургом в чистом виде, поскольку в произведениях «английского Мопассана» отчетливо прослеживается влияние французских художественных традиций. Немало времени провел он также в Италии, Америке, на островах Тихого океана и даже в России, пополнив при этом число поклонников Достоевского и Чехова. Чтобы читать их в оригинале, Моэм даже пытался изучать русский язык. Действительно, знаменитого литератора с «туманного Альбиона» многое роднит с нашими классиками. Поднимая проблемы общефилософского плана, Моэм был удивительно чуток к трагическому началу, столь характерному для бытия XX столетия, к скрытому драматизму характеров и человеческих отношений. Странно, что при этом его чаще других упрекали в бесстрастности, сердечной холодности, даже цинизме. Тем не менее Моэм не мог быть равнодушен к человеку: ни когда избирал свою первую профессию - медицину, ни когда отказался от нее ради писательства. Из всех его интересов и склонностей самым устойчивым был интерес к человеческой душе и природе. «О человеке можно писать всю жизнь и все равно сказать ничтожно мало», – не уставал повторять драматург. Сила Моэма – в понимании сложности человека, ведущей к непредсказуемости его поступков, в глубине постижения диалектики души.

– В пьесе нет правых и виноватых, иначе это был бы мексиканский сериал, - вспоминает процесс работы актриса Светлана Колганова (мисс Уайленд). – Режиссер часто повторял: не играйте по написанному, текст – это плоскость роли, а нужен объем. У меня, например, долго не было ощущения, что моя героиня получается «правильно». Все встало на свои места, когда был обозначен акцент на то, что мисс Уайленд – сиделка, которая не имеет тех прав, что состоятельные близкие ее пациента Мориса Тэбрета. Не могла она впрямую никого обвинять, ее поступок – выход за пределы общепринятых норм. А значит – вызов.

В спектакле задействована достаточно сильная часть актерской труппы театра: Александр Ростов, Борис Щербаков и Василий Савинов, Светлана Колганова, Владимир Алахвердов и Михаил Мальченко, Ирина Баранникова, Игорь Барташ.

Центральной фигурой спектакля, несомненно, является Вера Рабовская (миссис Тэбрет). Глубокий драматизм судьбы ее героини, помноженный на удивительное женское обаяние и мудрость, а также потрясающе волевой характер заключены в аристократические манеры и поистине английское самообладание.

Главную мужскую роль исполнил Александр Ростов. По мнению самого актера, данная работа является для него этапной.

– Каждая роль, – признается актер, – это новое открытие… себя. Самым ценным во всем ролевом материале двадцатипятилетней работы в театре стала для меня возможность в девяноста процентах случаев сыграть судьбу. Здесь она – невероятная, необыкновенная. Мой герой - летчик, аристократ, выражаясь современным языком, настоящий «супермен», попавший в катастрофу, превратившийся в инвалида, но не сдающийся морально. Здесь нужно было найти очень строгую, по-настоящему мужскую норму существования. В этой жизни его держит одна зацепка – безумная, страстная любовь к Стелле. Действие пьесы относится к началу прошлого века, но она звучит по-своему ново и актуально, поскольку вечно современны проблемы, которые поднимаются в ней: любовь, ценность человеческой жизни, вопросы эвтаназии, наконец.

Общечеловеческие проблемы – нравственные, психологические, социальные – во все времена неизменны. Вот и пьеса «Священное пламя» – вовсе не про Англию и не про бывшего летчика, утверждающегося в жизни, несмотря на все превратности судьбы. Вернее, не только про них. Пожалуй, она про каждого из нас – про наше отношение к воистину священному пламени под названием Жизнь. Его так легко бывает погасить. Получается, что иногда стоит сходить в театр, чтобы еще раз вспомнить об этом.

Впрочем, для тех, кто не предрасположен к философским загадкам, тоже имеет смысл увидеть спектакль хотя бы для того, чтобы узнать: кто же убил Мориса Тэбрета?..

Фото Олега ХАИМОВА