00:00, 29 января 2003 года

Потеснить "Кубанскую буренку"

Проведем маленькое исследование. Зайдем в ближайший магазин, уткнемся в прилавок с молочными продуктами, осмотрим каждую упаковку. Увы: масло - из Новой Зеландии, сыр - из Финляндии, кефир - из Карачаево-Черкесии. Я уж не говорю о «Кубанской буренке» - она повсюду...

А как же ставропольские молзаводы? Чтобы узнать об их успехах и проблемах, я отправился в Пятигорск, где минсельхоз края подводил итоги работы и смотра-конкурса предприятий молочной отрасли за 2002 год.

- Глаз радуется, а душа плачет, - так оценил происходящее, в том числе и на конкурсе, директор новоалександровского АО «Лактос» А. Писаренко.

И верно: на выставке, которую перерабатывающие предприятия раз вернули в фойе клуба санатория им. Лермонтова, от представленного изобилия захватывало дух. Тут тебе и молоко, и йогурты, и сыры всех мыслимых видов, с любыми добавками. Тут и молочные коктейли, глазированные сырки, торты из творога с шоколадом. И все в самой различной, порой причудливой, но неизменно яркой и прочной упаковке.

Забегая вперед, открою, что и на вкус эти продукты - пальчики оближешь. Вместе с конкурсантами и членами жюри мне довелось поучаствовать в дегустации. И право, было очень трудно найти изъян в представленных образцах. По-моему, не столько по сути, сколько, напуская важность, спецы цеплялись к таким мелочам, как неполная информация на этикетке, недостаточно «чистый» вкус или излишне вязкая консистенция...

Но в целом все, не кривя душой, признали: изготовленные исключительно из натурального сырья, без всевозможных хитроумных химдобавок, ставропольские молочные продукты куда вкуснее и полезнее тех яств, которыми нас потчуют из зарубежья. А доказательство тому, что это не беспочвенный квасной патриотизм - кубки, медали, дипломы, завоеванные ставропольскими молзаводами на престижных конкурсах. Только пятигорский «Молпродукт» в 2002 году был удостоен 11 золотых медалей.

Тогда почему же «...душа плачет»? Тут нам придется вернуться в конференц-зал санатория им. Лермонтова, где с докладом выступила и.о. начальника отдела координации и развития перерабатывающих отраслей и их господдержки минсельхоза края Л. Степанцова, где несколько директоров ее дополнили, а замминистра сельского хозяйства края Н. Соломко расставил точки над i.

На первый взгляд, дела идут неплохо. В 2002 году предприятия молочной отрасли края закупили и переработали 228 тысяч тонн молока, что на восемь процентов больше, чем в 2001 году. На 300 тонн увеличилось производство масла, на 700 - сыра жирного, почти на 5000 тонн - цельномолочной продукции.

Но те времена, когда подобные реляции безоговорочно воспринимались на «ура», канули в Лету. Теперь вдогонку непременно спросят: а что вы с этого поимели в дензнаках? И вот тут-то пришел черед скукситься: финансовые отчеты большинства молзаводов в минувшем году трещали по всем швам.

Обвал цен на внутреннем рынке привел к тому, что к осени на складах ставропольских молзаводов скопилось 1700 тонн масла и столько же - сыра и около 2000 тонн сухого молока. Оказались «заморожены» громадные оборотные средства - свыше 270 миллионов рублей. От разорения отечественных товаропроизводителей спасло решение правительства РФ: с сентября по конец декабря на поставку импортных молочных продуктов ввели весьма жесткие квоты.

Тем не менее, почти половина молзаводов год завершила с убытками, а в целом по краю уровень рентабельности молочной отрасли составил всего лишь 3,3 процента.

Так какие же хвори терзают перерабатывающие предприятия края, что им мешает твердо встать на ноги?

Есть объективные причины. Попробуйте-ка вспомнить, когда в вашей семье вволю ели сыр или йогурт? Статистика утверждает: потребление молочных продуктов в пересчете на каждого россиянина сократилось с 281 килограмма в 1992 году до 160 - в 2002-м. И это при том, что оптимальная физиологическая норма - 392 килограмма.

Низкий уровень жизни населения провоцирует и другую проблему - безудержную интервенцию молочных продуктов из зарубежья. В основном напичканные консервантами, не очень вкусные и не особенно полезные, они - тем не менее - дешевле. Да и такой хлыст, как мощная телереклама, свое дело делает.

Не менее энергично ставропольцев вытесняют с местного рынка молочные предприятия Краснодарского края, Карачаево-Черкесии и даже центральных областей России. И это при том, что качество продукции у них ничуть не выше. А уж свежестью - из-за дальних перевозок - они тем более не могут похвалиться.

Причин нашествия соседей много. Это и гораздо более высокие дотации на молоко, и развитая система лизинговых закупок современного оборудования, и агрессивная реклама, и всеохватывающая сеть маркетинга. Но, пожалуй, главное - что и подчеркнула генеральный директор ОАО «Буденновскмолпродукт» Т. Модина, - в Ставропольском крае нет единой концепции защиты внутреннего рынка.

Скажете, а на кой ляд она сдалась? Чем свободнее перемещаются товары, тем успешнее развивается экономика страны, тем острее конкуренция, а, следовательно, должны повышаться качество и снижаться цены.

Первый заместитель главы Пятигорска И. Калинский - тоже горячий приверженец рыночных реформ. В городе работают 1600 малых и средних предприятий и 8000 предпринимателей без образования юридического лица. В значительной мере благодаря их вкладу за последние пять лет доходная часть бюджета муниципалитета увеличилась с 270 до 880 миллионов рублей и почти полностью исчезла безработица. И тем не менее, выступая перед собравшимися, Игорь Васильевич без стеснения говорил о лоббировании администрацией интересов местных предприятий. В частности, пятигорского ООО «Молпродукт». Тут и льготное налогообложение, и действенная помощь в развертывании сети фирменных магазинов. А как же иначе? Ведь успешно работающее перерабатывающее предприятие существенно пополняет бюджет, обеспечивает рабочими местами сотни пятигорчан (причем, в основном, женщин), а горожане получают самые свежие, вкусные и полезные продукты.

- Наша позиция такова: в первую очередь должна быть реализована местная продукция - продукция краевых производителей. А то, чего не хватает в ассортименте, - пусть завозят из других регионов.

Заместитель министра сельского хозяйства Н. Соломко почти со всеми высказанными замечаниями и предложениями согласился. Но перевести их в конкретные решения правительства края не так-то просто. Большие надежды Николай Васильевич возлагает на запланированную встречу директоров молзаводов с губернатором.

Впрочем, проблемы проблемами, но в Пятигорск-то люди приехали не только посовещаться, но и поучаствовать в смотре-конкурсе. Комиссия заседала долгонько - мы извелись, ожидаючи результатов. А когда Н. Соломко их наконец-то объявил, даже слегка разочаровались - никаких неожиданностей. Львиную долю дипломов, грамот и ценных призов получили пятигорское ООО «Молпродукт» и ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» из краевого центра. На сегодняшний день эти два предприятия - бесспорные лидеры в молочной отрасли края. Но по различным номинациям комиссия также удостоила призов коллективы ОАО «Буденновскмолпродукт», ипатовского АО «Сыродел», железноводского АО «Вита», георгиевского ООО «Биомол» и многих других предприятий.

Определили и «Лучших специалистов молочной отрасли». Им Н. Соломко также вручил ценные подарки и грамоты.