06:00, 27 декабря 2002 года

Жалко бабушку. И бычка. И... солдата

Очередную премьеру представил маленьким зрителям Ставропольский краевой театр кукол: как было заявлено перед ее началом, спектакль "Солдатская школа" сделан по мотивам русских народных сказок в рамках соответствующей творческой программы "Русская сказка", последовательно разрабатываемой театром уже третий год.

Премьеру ребятишки смотрели в зале Дворца им. Гагарина, где театр кукол периодически выступает на правах "квартиранта", поскольку, как известно, собственное здание вот уже скоро год находится в стадии капитального ремонта, а до этого несколько лет считалось аварийным, так что юные театралы Ставрополя давно уже не имели возможности видеть спектакли театра на его родной сцене. Кукольники вынуждены колесить по городским сценам в поисках пристанища, делая главный упор на выступления в школах и детских садах, то есть по сути превратившись в эдаких скитальцев. О перспективах окончания ремонта никто не может сказать ничего определенного. Вот и продолжают "люди и куклы" бродяжью жизнь, пытаясь при этом сохранить профессиональное лицо. За такую самоотверженность можно только уважать. Ведь сегодня существование целого коллектива свелось к одной-единственной тесной комнатке в полуразрушенном здании на проспекте Октябрьской революции, здесь идут репетиции, здесь работают и администрация, и художники, и куклоделы… О том, допустимо ли подобное прозябание целого творческого коллектива, мы еще поговорим отдельно.

Теперь о самой премьере. Спектакль "Солдатская школа" примечателен уже тем, что впервые за последние восемь лет мы увидели полностью кукольную постановку, сделанную по всем техническим канонам жанра - с ширмой и марионетками, движимыми и озвучиваемыми актерами, которые появятся перед публикой только после финала, выйдя на аплодисменты. До этого театр делал в основном такие спектакли, когда актеры сами двигались по сцене вместе со своими персонажами. Это принципиально иная технология, кстати, чисто кукольный вариант ценится среди профессионалов гораздо выше, но и требования к нему предъявляются серьезнее. Но то - профессионалы. Зрительское восприятие иное, прямо сказать - эмпирическое, чувственное-эстетическое. Так вот, эстетически и эмоционально марионетки понравились мне больше, чем прежние герои театра, коих актеры в буквальном смысле носили на себе. Здесь кукла-Солдат "сама" выполняет сложнейшие манипуляции: снимает фуражку, ранец, укладывает их на печку… Так же, как главное действующее лицо Бабушка собирает сено своему любимцу-бычку, ставит на стол угощение, вынимает горшки из печи. А сам Бычок очень правдоподобно укладывается на приготовленное ему хозяйкой ложе из этого сена и т. д. Словом, в спектакле действительно живут куклы, оставляя людям "вспомогательную" техническую роль. Разумеется, это эффект внешний, жизнь марионетки невозможна без человеческих рук, голоса и - главное - души.

А вот что касается содержания увиденного, тут впечатления несколько противоречивее. Мне, в частности, непонятно, как согласуется с заявкой "по мотивам русских народных сказок" тот образ Солдата, который здесь представлен. Что такое Солдат из русской сказки, по-моему, легко объяснит даже ребенок: как правило, это такой бравый, веселый, очень добрый и щедрый рубаха-парень, который и Родину защитит, и кашу из топора сварит… Сказка как жанр жива не только волшебством, но сильна вполне сложившимся четким набором положительных и отрицательных героев. И вдруг на наших глазах происходит неслыханная метаморфоза: несомненно привлекательный образ оборачивается чуть ли не полной своей противоположностью, то есть - обманщиком и негодяем! Отведав старухиных щей и отдохнув на теплой печи, служивый "отблагодарил" ее уводом горячо любимого Бычка, прихватив и последние бабкины денежки в придачу. Вот так герой-молодец! Нет, вообще-то стилистика образа мерзавца выдержана в спектакле довольно четко, но почему этими чертами надо было наделять именно Солдата? И каково будет дальнейшее восприятие нашими ребятишками этого понятия - солдат? Неужели образ истинного защитника стал сегодня неактуален в России? Точнее - так актуален? Ей-богу, жалко мне стало нашего Солдата, вместе с Бабушкой и Бычком…

Совсем другое дело - Купец, сохранивший все фольклорные приметы своего сословия. Да и Бабушка вполне отвечает требованиям маски. И Дворник, и даже Бычок в качестве единственной отрады в бабкином одиноком бытовании. Кстати, с Бычком связано и второе недоумение, вызванное спектаклем. Его гибель, пусть и происходящая "за кадром", оставаясь безнаказанной, делает и из сказки ее противоположность. Мы-то знаем, что в сказке (ну пусть хотя бы в сказке!) добро всегда побеждает, а зло бывает обязательно наказано. Если этого не происходит, во что остается верить маленькому человеку - в то, что именно такая солдатская школа, в смысле "наука" и хороша? Ведь ему уже в начале спектакля были сказаны слова "кто плохо учится - человеком не становится"… Выходит, вот чему надо теперь учиться: как обмануть слабого и беззащитного - то бишь Бабушку с Бычком, как угодить богатому - Купцу.

Вместе с тем я далека от мысли, что создатели спектакля стремились к подобному воздействию на зрителя. Дело в том, что наряду с упомянутыми (и, увы, достаточно серьезными) просчетами в спектакле немало привлекательного. Начиная с простенького, но безотказно действующего на зал "непосредственного" обращения к ребятишкам поименно - к Светам, Мишам, Вовам и Наташам - и заканчивая славными, теплыми декорациями художника Ирины Уткиной. И, разумеется, выразительной актерской работой исполнителей - Алексея Куликова (Солдат), Светланы Гниденко (Бабушка), Елены Куликовой (Бычок и Собачка), Рашида Темниханова (Купец), Ивана Герасименко (Дворник). Весь эмоциональный строй спектакля говорит о том, что в принципе его главная цель - на примере этой незамысловатой и одновременно поучительной истории дать ребенку представление, о том, "что такое хорошо и что такое плохо". В этом нас убеждали и предыдущие работы постановщика, главного режиссера театра Григория Гольдмана. То, что в этом театре очень любят своего зрителя, я нисколько не сомневаюсь. Ну а от ошибок, очевидно, не застрахован никто. Никогда не поздно их исправить.

«Жалко бабушку. И бычка. И... солдата»
Газета «Ставропольская правда»
27 декабря 2002 года