Бюджет-2003 называют жестким. Но министр финансов края Т. Погорелова не теряет оптимизма. В минувшую среду заместитель председателя правительства края была гостем пресс-клуба "Ставропольской правды".

Речь вновь шла о принятом на днях Госдумой края бюджете на 2003 год. Документ, как не раз признавалось, во многих отношениях – достойный того, чтобы обратить на него внимание. По словам министра финансов, еще и потому, что правительство и депутаты предложили ряд новаций, которые помимо чисто тактических задач должны вывести край на стратегические экономические цели. Их три: сокращение долгов бюджета, дальнейшее укрепление позиций социальной сферы и поддержка производственного сектора, но не за счет увеличения прямого финансирования, а за счет эффективности использования средств, предусмотренных в бюджете.

За предыдущие два года правительству удалось сократить госдолг Ставропольского края в два раза. А в ближайшие два года исполнительная власть рассчитывает закончить погашение задолженности по детским пособиям, в нынешнем году планируется ликвидировать долги бюджетных учреждений по коммунальным платежам, рассчитаться с учителями за методическую литературу. Будет продолжена работа и по дальнейшему снижению государственного долга Ставрополья. Она уже дает свои результаты: по показателю кредитоспособности край имеет хорошие позиции среди других субъектов Федерации.

Т. Погорелова опровергла мнение о том, что в бюджете-2003 удельный вес расходов на социальную сферу сократился по сравнению с нынешним годом. Социалка, как прежде, – приоритет бюджетной политики правительства. Но в наступающем году задача ставится шире: не просто наращивания средств, выделяемых отрасли, но и оценки качества бюджетных услуг, предоставляемых населению этими учреждениями. Что позволит поощрять и стимулировать именно те, которые работают лучше. Первым решилось опробовать новую систему министерство образования.

Более эффективное использование средств бюджета предложено и народному хозяйству. Меняется в том числе аграрная политика. Количество выделяемых денег АПК не уменьшается, напротив, даже увеличивается. Но они теперь даются не напрямую, а на лизинг и субсидирование процентных ставок по банковским кредитам. Что позволяет к каждому выделяемому из бюджета рублю привлечь дополнительно шесть рублей банковского капитала. Этот прогрессивный путь, традиционный для мировой практики, отлично зарекомендовал себя у наших соседей в Краснодарском крае. Такая же практика не первый год используется в крае в сфере промышленного производства. И в бюджете следующего года объем ассигнований на эти цели увеличивается.

Разумеется, журналисты не могли не поинтересоваться у министра финансов тем, как она оценивает реальность дополнительных доходов, которые запланировала в итоге Госдума края. Напомню, список объектов, которые депутаты надеются профинансировать за счет профицита, "потянул" более чем на 900 миллионов. По признанию Т. Погореловой, работая над бюджетом, минфин стоял перед дилеммой – рассчитывать его из оптимистических или пессимистических прогнозов. Судя по сказанному, для последних – оснований гораздо больше. И виной тому реальное состояние экономики. Темпы экономического роста и по стране, и по краю замедляются. Нет возможности также спрогнозировать последствия налоговых реформ для субъектов РФ. Не случайно впервые с начала внедрения федеральной методики, по которой считается трансферт территориям, для дотационных регионов ее действие в 2003 году приостановлено. Все они получат дополнительно лишь 12 процентов средств к размеру помощи, которую федеральный центр оказывал в нынешнем году. Подобная неопределенность может сказаться на крае и его бюджете как позитивно, так и негативно. Есть и ряд других причин, заставляющих министра финансов с осторожностью подходить к оценкам некоторых статей. В том числе, например, мнение федеральной налоговой службы о том, что доходная часть главного финансового документа края завышена. Исходя из этого, в своих расчетах минфин ориентировался на усредненный прогноз. Поскольку, считает Т. Погорелова, самое опасное, что может быть при завышенных ожиданиях, – секвестирование бюджета, если таковые не оправдаются.

Еще один повод для беспокойства министра финансов – это уровень бюджетной обеспеченности в крае на душу населения. В Российской Федерации Ставрополье находится на 86-й позиции. В этом нет ничего страшного, поскольку вместе с другими регионами Юга страны у нас самый короткий отопительный сезон. Хуже то, что за пять лет край переместился вниз на восемь ступенек, вырос также разрыв со средним показателем бюджетной обеспеченности в Южном федеральном округе. Виной тому – принятая на федеральном уровне методика расчета помощи территориям, учитывающая в валовом региональном продукте те объекты, которые не дают налоговых платежей. Яркий пример – Каспийский трубопроводный консорциум, проходящий по Ставрополью. Стоимость произведенных на трубопроводе работ тянет на миллиарды и учитывается в валовом региональном продукте края. Соответствующим образом центр уменьшает полагающийся нам объем помощи, хотя КТК не платит нам налогов.

Край оказался крайним и в процессах вертикального корпоративного интегрирования, набирающих сейчас темп. Недавно, как известно, "ушла" в Краснодар "Электросвязь", на очереди – почта. В результате сокращаются объемы налоговых поступлений в краевой бюджет, но в выигрыше опять – соседи по ЮФО и другие территории. К сожалению, у краевых властей нет возможности повлиять на эту ситуацию. Хотя вместе с другими субъектами РФ руководство Ставрополья ставит эту проблему перед федеральным центром.

Спорный момент, по которому в ходе обсуждения бюджета у депутатов возникли претензии к правительству, – это алкогольный рынок и поступление акцизов, которые, по мнению народных избранников, минфин недосчитал. В докладе контрольно-счетной палаты ГДСК даже прозвучало, что правительство не видит улучшения на рынке алкогольной продукции. Действительно ли не видит?

По словам Т. Погореловой, Ставрополье давно проиграло этот рынок, в соседних регионах развернуты столь мощные производства, с которыми уже не потягаешься. И весьма проблематично сказать, окажутся ли усилия, которые прилагаются в этом направлении, оправданными. Для края в этой ситуации, может быть, даже лучше, что в 2003 году государство изменило порядок начисления акцизов, считает министр финансов. Теперь их будут платить не только те, кто производит спиртное, но и те, кто покупает. В то же время у Ставрополья есть очень много направлений, развивая которые мы могли бы улучшить экономические позиции, нарастить налоговый потенциал. И в этом смысле не трагедия, считает Т. Погорелова, что нет у нас ни алмазодобычи, ни других "золотых" жил. Палочкой-выручалочкой для Ставрополья может стать малый и средний бизнес. Единственное, что пока мешает, это геополитическое положение, отпугивающее инвесторов. Но они буквально ходят вокруг нас. Все деньги уже вложены там, где это было близко и дешево, теперь капиталы будут искать другие сферы приложения. Я думаю, подчеркнула министр, наше время не за горами. В крае уже сейчас есть предприятия малого бизнеса, являющиеся надежными плательщиками бюджета. И если их будет больше, проблем с бюджетом не будет.

Есть у министра ответ и на другой вопрос, поставленный депутатами: о межбюджетных отношениях, создании единой методики расчетов бюджетов муниципальных образований. По словам Т. Погореловой, такая методика (пока для районов) сейчас разрабатывается совместно с московскими и немецкими специалистами. В первом квартале она будет внесена для изучения и оценки в Госдуму края. А уже в этом году может быть принят даже соответствующий закон.

Несмотря на споры с депутатами – а по некоторым позициям мнение минфина резко расходится с точкой зрения народных избранников, – министр не скрывала, что как никогда раньше удовлетворена совместной работой правительства и Госдумы над бюджетом. Все новационные предложения исполнительной власти получили полную поддержку депутатского корпуса. Несмотря на то что депутаты лоббируют какие-то определенные интересы (что неплохо), они в большинстве своем – государственники, что и нравится министру в новой Думе. Но нужно научиться еще более открытой работе и с депутатами, и с представительной властью на муниципальном уровне, считает Т. Погорелова. Открытый бюджет – это инструмент формирования гражданского общества. Если мы хотим его построить, то должны стремиться к максимальной открытости бюджета и вовлечению в его обсуждение как можно большего количества людей.

В этой связи у министра даже есть заветное новогоднее желание: чтобы край стал победителем в конкурсе Международного банка реконструкции и развития, получив уникальную казначейскую систему обслуживания бюджета. Степень ее прозрачности такова, что позволяет в течение дня видеть не только приход и расход средств в краевой казне, но также наблюдать, по каким ценам бюджетные учреждения получают и продают товары и услуги и каковы средние цены товаров и услуг на рынке. Успешная реализация программы реформирования системы управления региональными финансами, над которой интенсивно работает сейчас минфин, означает выделение региону в 2003-2004-м году более восьми миллионов долларов для проведения эффективной бюджетной политики.

Елена РЫБАЛКО