06:00, 17 декабря 2002 года

Цветы для "Неизвестной в синем платье"...

,

Недавно Ставропольский краевой музей изобразительного искусства принимал поздравления по случаю 40-летия со дня основания.

Есть на улице Дзержинского в Ставрополе старинный особняк, который я бы обозначила одной из узловых точек на карте духовной жизни краевого центра. Речь - о Ставропольском краевом музее изобразительного искусства. В творческой, научной, педагогической и вообще культурной среде города он давно и прочно занимает весьма заметное место и играет свою во многом уникальную эстетико-просветительскую роль.

Всякий музей должен выполнять эту роль, да не всякому дано стать средоточием духа, мысли, вдохновения одновременно. Входя в изомузей, мгновенно попадаешь в совершенно особенную атмосферу, причудливо и гармонично сочетающую в себе чинную академичность с почти домашним, "очеловеченным" теплом. Верующие люди говорят о "намоленности" храмов, подразумевая годами и веками копившуюся духовную энергию их общих молитв. В музее - своя "намоленность". И ты, уходя, не только уносишь впечатления и воспоминания, но и словно передаешь следующим "пришельцам" эстафету, подаешь "сигнал" из своей души. Мы были здесь. Здесь нам рады. Здесь нас ждут.

В том, что это так и есть, убеждаешься всякий раз, бывая здесь. Так было и в юбилейный для музея вечер, собравший десятки ближайших друзей и единомышленников. Справедливо сказал о них министр культуры края Е. Луганский: музей сумел объединить вокруг себя творческую интеллигенцию города и края. Не одних лишь художников. Среди гостей можно было увидеть наших известных литераторов, общественных деятелей, бизнесменов, представителей властных структур, пришедших не по должности, а по зову души.

Мотор всего движения в этих стенах - директор музея Зоя Белая.

- В отличие от большинства соседних крупных городов Ставрополь вплоть до середины ХХ века не знал активной художественной жизни, - говорит Зоя Александровна. - Так сложилось, что соседние края и области значительно опережали Ставрополь в этом направлении. Настоящее развитие началось лишь с появлением профессиональных художников, сначала, конечно, тут надо назвать Кленова, а потом, после Великой Отечественной войны, - целой плеяды: Киракозова, Попандопуло, Казанчана, Гречишкина, Шегедина, Чемсо, затем Соколенко, Саврасова... Пошли первые выставки, открылись первая детская художественная школа и художественное училище. Так сформировалась благоприятная среда для создания, наконец, музея изобразительного искусства.

И он появился, "отпочковавшись" от небольшого отдела краеведческого музея. В историю Ставрополья навсегда вписано имя одного из основателей и первого директора музея Бориса Альбертовича Бендика, на чью долю выпало заложить те профессиональные традиции, которые позволили музею стать важным духовным центром не только в крае, а теперь уже и на Северном Кавказе. Эти традиции успешно продолжают и те, кто принял их непосредственно от основателя, и новые поколения музейщиков. Вот он - секрет музейной "намоленности": в тех, кто бережет для нас "куски холста". Безусловные знатоки своего дела - работающие здесь искусствоведы Светлана Валуева, Софья Барер, Ольга Бендюк, Людмила Волошенко... У каждой есть, разумеется, свой "конек", но все вместе они составляют удивительный творческий организм, без которого уже немыслимо полнокровное культурное пространство Ставрополя.

Ныне на их попечении - около тридцати тысяч единиц хранения, как на языке отчетов именуются художественные ценности музея. Четыре десятилетия шло не просто накопление фондов, но и скрупулезная систематизация коллекций, изучение их, сделаны конкретные шаги и по реставрации ряда полотен. И главное - постоянная выставочная деятельность: сейчас за год музей принимает до 60 тысяч посетителей, организуя по 70-80 экспозиций, как из фондов, так и отражая творчество современных ставропольских авторов, осуществляя обмен выставками с соседними регионами. В последние три года музеем организованы три крупнейшие региональные акции - это без преувеличения мощные и интересные выставочные проекты "Мастера изобразительного искусства - защитникам Отечества" и два фестиваля "Молодые художники Северного Кавказа". Вот уже почти десять лет музей ведет целенаправленную работу с учебными заведениями по специальным музейным программам в рамках гуманитарного цикла. Невозможно переоценить роль таких программ, как "Искусство и история", "Искусство и литература", "Художественное краеведение" в эстетическом образовании студентов и школьников Ставрополя.

И все это - параллельно нашему сумасшедшему времени вообще и растянувшемуся на долгие годы - средства выделялись "в час по чайной ложке" - ремонту здания в частности. Менее года назад прибавились новые заботы в связи с передачей музею бывшего здания ОВИРа: событие хоть и закономерное, и долгожданное, и открывающее новые перспективы, но вместе с тем опять же хлопотное, поскольку обретенные "хоромы" также требуют капитальной реставрации. Она уже ведется, да вот темпы опять-таки оставляют желать... Остается лишь удивляться, как в подобной ситуации коллективу - а он в основном женский - удается оставаться тем, чем он и должен быть для города, то есть подлинным интеллектуальным очагом. И, при всей очевидной, ставшей, увы, традиционной, бедности, столь присущей большинству отечественных учреждений культуры, продолжать - несмотря ни на что! - жить богатой, именно богатой, наполненной событиями жизнью, ширя круг единомышленников и друзей.

К большому "семейному" торжеству музея подоспели и два дополнительных радостных события, так сказать, персонального значения: звание заслуженного работника культуры РФ указом президента страны присвоено директору Зое Белой и премия Ставропольского союза молодежи имени Героя Советского Союза А. Скокова художнику-дизайнеру, сотруднику музея Владимиру Бочкову. Целый ряд музейных работников отмечены почетными грамотами правительства края, министерства культуры, отраслевого комитета профсоюза.

* * *

Конечно, было много цветов. Яркая "клумба" букетов все росла и росла в центре главного зала, прибавляя по-особому трогательного тепла зимнему вечеру. И так уж получилось, что вся эта нежная красота оказалась буквально у ног героини картины с загадочным названием "Портрет неизвестной в синем платье". Прекрасная незнакомка на полотне словно олицетворила в себе всех сразу милых "музейных" женщин, чьими заботами и преданной любовью живет этот чудесный старинный дом.

«Цветы для "Неизвестной в синем платье"...»
Газета «Ставропольская правда»
17 декабря 2002 года