06:00, 29 ноября 2002 года

Ожившие картины

Достойное место в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств занял "Женский портрет" кисти неизвестного художника первой трети XIX века. Сейчас высокие художественные достоинства этого произведения очевидны. Так, в 1994-1995 годах портрет экспонировался в Государственной Третьяковской галерее на выставке "Возрождение сокровищ России". А ведь еще недавно ему грозила гибель: холст без подрамника, свернутый в рулон, лежал, позабытый, в запасниках музея в аварийном состоянии. Нити холста ломались при прикосновении. Красочный слой осыпался на глазах. Просматривались только светлые участки живописи, руки, лицо, искаженное, словно шрамами, утратами красочного слоя и грунта. В общем, печальное зрелище.

Сложной представлялась даже доставка произведения на реставрацию в Москву, в научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. И тем не менее полотно "ожило". А в ходе восстановления технико-технологическими исследованиями подтверждено время создания портрета.

Печальна была судьба и другой картины - "Портрета Ермака Тимофеевича Повольского" кисти неизвестного художника рубежа XVII-XVIII вв. Этот один из наиболее интересных и самых ранних образцов русского собрания музея приобретен в 1987 году у жителя Ставрополя в плохом состоянии. Подрамник нуждался в замене. Кромки во многих местах оборваны. Жесткий грунтовый кракелюр (трещины) втянул в себя основу. Нарушения красочного слоя по всей поверхности. Многочисленные потертости, лак сильно пожелтел, во многих местах наблюдалось его глубокое разложение. Наконец, значительное загрязнение. Все перечисленное, естественно, искажало художественные достоинства произведения. И вот в 1991 году петербургские реставраторы вернули к жизни и этот холст.

А вот "Мадонна с младенцем и Св. Антонием Падуанским" итальянского мастера XVII в. Длительное время считалось, что на картине изображены Мадонна, Иосиф и младенец Христос - Святое семейство. Под этим наименованием произведение было передано в наш музей из Государственного Эрмитажа. Впоследствии с помощью документов, хранящихся в архивах Петербурга, удалось установить подлинное название картины и отнести ее к одной из локальных итальянских школ - падуанской. В результате реставрации выявились подлинные живописные достоинства полотна. Кроме того, "проявившиеся" буквы на схиме святого подтвердили данные архивных исследований. Так картине возвращен не только прежний вид, но и прежнее имя.

В этом году Ставропольский краевой музей изобразительных искусств отмечает 40-летие. К этой дате организован показ выставки из фондов под названием "Искусство" реставрации". Здесь представлены произведения различных направлений искусства русских и западно-европейских художников XVII - начала XX вв. Они демонстрируют не только высокий художественный уровень, талант авторов, но и мастерство художников-реставраторов, людей уникальной профессии, чья благородная миссия - восстанавливать художественные ценности, продлевать им жизнь.

Конечно, со временем художественные памятники "стареют". На состояние их сохранности влияют многие факторы окружающей среды. Они подвергаются самым разным, порой серьезно травмирующим механическим и физико-химическим воздействиям. Вот почему работа реставратора исключительна, она требует знаний в различных областях науки и искусства, особого внутреннего чутья. Всякая ошибка, неверный шаг могут оказаться губительными для находящегося в руках мастера ценного памятника. Профессионализм реставратора проявляется в точности выбора средств "лечения". Он должен видеть цвет и гармонию произведения, обладать "чувством материала", интуицией. Для этого нужны поистине особые способности.

Перед посетителем музея - результат кропотливой талантливой работы художников-реставраторов Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону, Ставрополя. Благодаря их усилиям в течение ряда лет музей достиг значительного улучшения состояния коллекций живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Такие памятники, как икона "Богоматерь Казанская" (конец XVII - начала XVIII вв.), живописные произведения М. Заболотного "Петр I навещает узника", 1909 г., Ф. Черноусенко - "Дагестанский пейзаж" и "Две женщины под навесом", имевшие ранее неэкспозиционный вид, впервые предстают перед зрителем. Встреча с бесценным художественным наследием прошлого доставляет радость и нам, сотрудникам музея, и - главное - нашим зрителям.

Л. ВОЛОШЕНКОстарший научный сотрудник Ставропольского краевого музея изобразительных искусств
«Ожившие картины»
Газета «Ставропольская правда»
29 ноября 2002 года