06:00, 23 ноября 2002 года

Куда деваться подзащитным?

В официальный реестр адвокатов Ставропольского края, который был недавно опубликован в нашей газете, нынче входит 1031 человек. Все они получили приглашение стать вчера делегатами первого собрания адвокатов, учредить краевую адвокатскую палату.

Из городов и районов на съехались 900 человек. Уже в ходе регистрации участники собрания получали мандаты разных цветов - белого и розового. Причем работники управления Минюста, которые выполняли роль распорядителей, пропускали в партер большого зала Дворца культуры и спорта профсоюзов только обладателей розовых карточек. Тем, кто получил белые мандаты, надлежало сидеть на балконе. Дальше эта разница только увеличивалась. Как выяснилось, "белое адвокатское меньшинство" присутствовало на собрании лишь в качестве гостей. Правом голосовать и тем самым решать внесенные в повестку вопросы обладали адвокаты с розовыми карточками. Таким образом, представители одной профессии, живущие и работающие в одном регионе, обречены были на конфликт.

Он и состоялся. И проходил весьма бурно: однажды при голосовании дело дошло до рукоприкладства, а значительная часть собрания проходила в жанре новгородского вече, где, как известно, прав оказывался тот, кто громче кричал и топал ногами.

Разноцветные мандаты вручались адвокатам в силу недавно принятого закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ". В одной из его статей прописано, что правом формировать региональные адвокатские палаты наделяются лишь представители этой профессии, зарегистрированные в краевой коллегии адвокатов к 1 июля 2001 года. Таковых в крае - 755 человек. Они получили розовые карточки и право голоса на собрании. Остальные были включены в краевой реестр адвокатов позже - им достались белые мандаты и места на "гостевом" балконе.

Когда старейший адвокат края И. Борис, которому предоставили право открыть собрание, сообщил данные о кворуме и обозначил количество присутствующих на собрании обладателей белых и розовых мандатов, место у свободного микрофона занял его коллега А. Траспов. Он резко выступил против неравных прав участников собрания, заявив буквально, что "начинать работу по созданию адвокатского сообщества в крае с нарушения конституционных принципов непозволительно".

Конфликт разгорался. Погасить его в самом зародыше пытались и тот же И. Борис, и начальник краевого управления Минюста Д. Ковалев, и председатель краевой коллегии адвокатов О. Руденко, другие участники собрания. Не удалось.

Как позже выяснилось в беседе с корреспондентом "СП", аргументов у А. Траспова несколько. Во-первых, ущемленные в своих правах адвокаты уже написали заявления в Конституционный суд, который должен рассмотреть правомерность статей федерального закона. Во-вторых, в ряде регионов на аналогичных собраниях правом голоса наделялись и те, кто стал адвокатом после 1 июля. Впрочем, у противников Траспова также нашлось немало аргументов в защиту своей точки зрения.

Конфликт между тем разрастался. Адвокаты кричали, хлопали и топали, по-разному толкуя один и тот же закон. Порою казалось, что собрание переходит в митинг, на котором ни за что не удастся создать профессиональное объединение. К счастью, этого не произошло. Членам президиума в конце концов удалось все же перевести дискуссию в конструктивное русло. Ставропольская краевая палата адвокатов была учреждена (лишь один делегат проголосовал против). Избрано ее правление, члены ревизионной и квалификационной комиссий, делегаты на 1-й Всероссийский съезд адвокатов.

Одно плохо - адвокатское сообщество края оказалось расколотым на две части, причем с той и другой стороны не раз звучали реплики: "Какие же мы после этого адвокаты?!". Скорее всего распри будут давать о себе знать и в дальнейшем. И уж если сами "законники" так по-разному трактуют закон, то куда деваться нам, их потенциальным подзащитным. У кого правду искать?

«Куда деваться подзащитным?»
Газета «Ставропольская правда»
23 ноября 2002 года