06:00, 5 ноября 2002 года

Небо их юности

Уже пять лет в Ставропольской средней школе N 29 существует... летный класс

Его организатору Дмитрию Алексеевичу Котлярову и вспомнить страшно, сколько затрачено сил, энергии, чтобы претворить в жизнь столь необычную идею. Котляров, бывший военный, когда-то испытывал авиатехнику. Где только не пришлось послужить! Вышел на пенсию и вернулся в родной город, вступил в общественную организацию ветеранов Вооруженных сил, был заместителем ее председателя. Частенько приходилось ему бывать в школах, приглашали выступать перед ребятами. Смотрел Дмитрий Алексеевич, как проходят эти встречи, и чувствовал себя неуютно. Как-то не так говорили ветераны, оказалось, сложно налаживать контакт между поколениями. Да и много ли пользы от этих мероприятий? Ведь ребята на них порой откровенно скучают.

- Действовать надо, а не разглагольствовать о военно-патриотическом воспитании. А как научить мальчишек дисциплине, любви к Отечеству? Тогда мне пришло в голову - надо передать им свой опыт, научить всему, что умею сам. Какой мальчишка откажется освоить самолет?!

Идею на словах поддерживали все, но везде отвечали, что на ее воплощение денег нет. Поддержку Котляров нашел в лице Алевтины Никандровны Вышковской, директора Ставропольской средней школы N 29. Стали вместе думать, как найти спонсоров. А для начала повесили объявление в школе, что все, кого влечет небо и кому исполнилось 14 лет, могут записаться в летный класс. Пришли немногие. Вначале было тщательное медицинское обследование. Ребят испытывали, как настоящих космонавтов, на центрифуге. Дмитрий Алексеевич привлек к участию в отборе своих друзей - бывших преподавателей Ставропольского летного училища, а ныне пенсионеров. Работали на голом энтузиазме и за доброе слово.

- Первое занятие, - вспоминает Дмитрий Алексеевич, - я начал со слов "а почему чемодан не летает?". Задумались мои ученики. Вроде все понятно, а ответа конкретного нет. Поэтому, говорю я им, будем изучать с вами физику, тригонометрию, авиадинамику, метеорологию, историю авиадела и еще многие дисциплины. Без них летчику никак.

- Сегодня в летном классе штудируют 15 предметов. В теплое время года - практические занятия в аэроклубе близ Ставрополя. Юные летчики осваивают Ан-24, или, проще говоря, "кукурузник". За плечами у них десятки прыжков с парашютом и десятки часов за штурвалом самолета. Бывалые летчики знают, как сложно прыгнуть с парашютом в первый раз, поэтому группы формируют смешанные - новички и опытные, мальчики и девочки. Сильный пол всячески скрывает свой страх, не хочется ударить лицом в грязь перед девчонками... А бывалые поддерживают морально "желторотиков".

Сергей Прокопенко, ученик 11 "а" класса, "летчик" с трехлетним стажем, так вспоминает свой прыжок: "Как только выпрыгнул из самолета, захотелось от восторга громко-громко закричать, запеть. Лечу и ору - "О, о, о... а, а, а..." - и так до самой земли. А сейчас без этого я просто не могу жить. Брат у меня - инженер наземной службы, а я хочу летать.

Не нарадуется на своих воспитанников директор школы Алевтина Никандровна Вышковская.

- Мы ведь с самого начала брали в класс далеко не лучших учеников. Кто прошел медкомиссию, тех и записали. Многие из мальчишек были просто сорвиголовы. Если бы вы знали, как они изменились! Стали дисциплинированнее, взрослее, учатся гораздо лучше, понимают, что без хороших оценок им не видать военного училища, а многие уже сейчас убеждены, что хотят стать летчиками.

Военные училища, как оказалось, берут выпускников летного класса с удовольствием. Еще бы, к ним приходит молодежь, которая уверена в своем выборе. Первые "орлята" сейчас учатся в военных училищах Калуги, Армавира, Москвы, Ставрополя. Есть среди них и две девушки, которые в будущем станут пилотами гражданской авиации.

Каждые выходные я слышу с раннего утра гул "кукурузников" в небе, так как живу недалеко от летного поля, и думаю - это мои старые знакомые. Надо будет как-нибудь решиться и тоже попробовать прыгнуть с парашютом...

Л. ВАДИМОВА
«Небо их юности»
Газета «Ставропольская правда»
5 ноября 2002 года