06:00, 2 ноября 2002 года

Ледник Колка: самое страшное позади?

Отрыв части ледника Колка и последующий сход ледовой и грязекаменной лавины способствовал многочисленным слухам, домыслам и легендам не только в Северной Осетии, но и далеко за пределами пострадавшей республики. Почему это произошло?

Что, собственно говоря, стало причиной столь масштабной трагедии? Самое страшное позади или...

На эти вопросы отвечает начальник Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по республике Cеверная Осетия-Алания Станислав БАСКАЕВ

- Станислав Амурханович, можно ли было предвидеть эту экологическую катастрофу, соизмеримую разве что с закрученными сюжетами фильмов ужасов? И, вовремя предсказав ее, избежать человеческих жертв?

- Должен отметить, что сход части ледника Колка - это уникальное катастрофическое событие мирового масштаба. Поэтому не случайно МПР России для оказания нам практической помощи прислало в республику крупнейших в стране экспертов-гляциологов. С их участием были разработаны рекомендации по проблемам ледового завала, спуска подпрудных озер, предупреждение возможных негативных последствий стихийного бедствия.

Зарубежные светила науки констатировали, что случившееся невозможно было предвидеть и спрогнозировать точно даже с помощью самых современных научных средств. Скажу больше. Швейцарский ученый предоставил снимки ледника, сделанные со спутника накануне, которые также не вызывали никаких подозрений. Дело в том, что процессы и условия, которые ведут к сходу ледниковой лавины, еще долгие годы будут малопонятными.

- Говорят также, что причиной трагедии мог стать теракт...

- Все эксперты, побывавшие на месте катастрофы, уверены: искусственный спуск таких лавин невозможен.

- Сейчас много разговоров о так называемом "висячем" леднике. Как он изучается?

- "Висячий", как вы говорите, ледник размерами значительно меньше сошедшего. Ученые сошлись во мнении, что повтор случившейся трагедии в ближайшие годы не прогнозируется. Однако, несмотря на то, что ледники - сфера интересов Гидромета, мы направили туда своих специалистов.

- В такой ситуации была дорога каждая минута. Страдали дома жителей. Какие радикальные меры были предприняты?

- Нашими специалистами тщательно были изучены все возможные последствия спуска воды. Было несколько вариантов. Один из них - откачка воды мощными насосами. По решению экспертного Совета ОАО "Севкавгипроводхоз" (Пятигорск) подготовили проект инженерных мероприятий по стабилизации и понижению уровней подпрудных озер. В районе ледового завала был усилен контроль за уровнем и расходом воды рек Гизельдон и Геналдон. Сейчас разрабатывается проект по уменьшению негативного воздействия на инфраструктуру и окружающую среду процесса таяния ледниковых масс в Геналдонском ущелье, восстановлению дорожной сети и рекультивации зоны поражения.

- Известно, что таяние ледниковой массы будет продолжаться годами. Представляет ли этот процесс опасность сегодня?

- Самое страшное позади. В настоящее время в ледовом цирке ледника Колка наблюдается интенсивное обрушение льда и каменного материла с северного склона. На месте ледника в вытянутой на два километра впадине сформировались два небольших проточных подпрудных озера, размеры которых за период с 9 октября немного уменьшились. Угроза накопления здесь воды и последующего прорыва отступила. Воды подпрудного озера в районе села Горная Саниба, как и предполагалось, нашли себе путь по "телу" ледового завала и начали фильтроваться под лед, проложив русло длиной около полутора километров.

- До каких пор будут продолжаться поисково-спасательные работы в районе стихии?

- Случившееся повлекло за собой человеческие жертвы. Люди, которые потеряли близких, хотят их похоронить, и с этим связаны их переживания. Поэтому работы по расчистке сошедшей массы будут продолжаться.

- Сегодня по-прежнему актуальными остаются вопросы. Почему затоплена Горная Саниба? Почему снесло Нижний Кармадон? Почему в результате пострадали люди?

- Эти "почему" следует адресовать тем, кто принимал в свое время решение о строительстве санатория "Кармадон" внизу, у самого ледника. Опыт прежних лет, произошедшая здесь ровно сто лет назад подобная нынешней трагедия ничему нас не научили. Не сделан главный вывод о том, что строить дома и базы отдыха в запрещенных для строительства зонах нельзя. Опасно. И потому хочу призвать граждан и органы власти строго придерживаться существующего законодательства. Отступление от него, как показала жизнь, слишком дорого нам обходится.

Должен отметить, что ни к одному старому зданию не подобралась вода. Стихией разрушены лишь те дома, которые построены сравнительно недавно и чьи хозяева "пожелали" вопреки здравому смыслу у самой реки обустроить свои дачи.

Любовь ЛУНЕВА, Алена ДЖЕНИКАЕВА, пресс-служба Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по ЮФО
«Ледник Колка: самое страшное позади?»
Газета «Ставропольская правда»
2 ноября 2002 года