06:00, 1 ноября 2002 года

С верой и надеждой - во второе столетие

Ровно 100 лет золотые маковки храма Святого Лазаря сияют на склоне Машука. Особенно изысканно эта церковь, выполненная из желтого кирпича в традиционном русском стиле - с узорчатыми сводами и шатровыми куполами, - выглядит в конце октября. Темно-зеленая хвоя сосен, трепещущая позолота берез, багрянец кленов, словно драгоценный оклад, обрамляют старинное здание. И как тут не вспомнить о промысле Божием, если именно на эту прекрасную пору далекого 1902 года пришлось освящение храма...

Первоначально церковь замышлялась как кладбищенская. И даже строить ее начали было в центре Пятигорского некрополя. Вскоре, однако, выяснилось, что место выбрано неудачно: грунт давал усадку, фундамент трескался. Пришлось разобрать строение и перенести его к центральному входу в некрополь.

Престол кладбищенской церкви посвятили чуду воскрешения Господом Лазаря с глубоким смыслом. Именно здесь, у места последнего земного приюта людей, уместно вспомнить, что грядет второе пришествие Христа, когда все будут воскрешены и предстанут перед Страшным судом.

Вот уже более полувека на этом старинном кладбище никого не хоронят. Церковь же Святого Лазаря стала самым любимым и глубокочтимым приходским храмом Пятигорска. Здесь хранится икона Скорбящей Божией Матери, которую подарила бабушка М. Лермонтова, когда забирала из некрополя прах своего внука. Весьма чтима и храмовая икона, представляющая чудо воскрешения Лазаря. Но особенно славится на Пятигорье да и во всей епархии здешняя Иверская икона Божией Матери: усердными молитвами многие получили от нее исцеление.

В нынешнем году начался новый этап в истории Лазаревской церкви: с благословения владыки Гедеона она была преобразована в подворье Свято-Успенского Второ-Афонского Бештаугорского монастыря.

- Это вовсе не предполагает закрытие прихода, - поясняет наместник монастыря игумен Силуан. - Прихожане как ходили, так и ходят, все требы совершаются. Люди здесь и венчаются, и крестятся. Но теперь храм Святого Лазаря стал еще и как бы кусочком монастыря в миру.

Игумен Силуан рассказал, что испокон века расположенные в отдалении монастыри имели в близлежащем городе свое представительство, подворье. Так что Второ-Афонский Бештаугорский монастырь следует традиции. Такое представительство позволяет ближе соприкоснуться с монашеством, поскольку монахи регулярно служат в Лазаревской церкви. Через них верующие могут заказать те или иные требы в монастыре. Кроме подворья, в состав монастыря вошел и скит в Минеральных Водах на месте захоронения Феодосия Кавказского. Окормляет Второ-Афонский монастырь и православную гимназию в Пятигорске.

Впрочем, стайки ребятишек часто можно видеть и в самом Лазаревском храмовом комплексе. В здешней воскресной школе священнослужители и воцерковленные педагоги преподают Закон Божий, знакомят с историей церкви, особенностями богослужения. Кроме того, дети верующих занимаются церковно-славянским языком, словесностью, музыкой, рисованием. Есть и взрослая воскресная школа, где преподают только священнослужители.

Сам игумен Силуан имеет большой опыт общения со студенчеством. В свое время он окончил филологический факультет Ростовского пединститута, затем аспирантуру и более десяти лет работал на кафедре. Уже в сане священника был членом совета ректоров вузов Томска, активно сотрудничал с Новосибирским университетом. Вот и в Пятигорске, уже приняв постриг, несмотря на всю занятость хлопотами по воссозданию монастыря, игумен систематически проводит беседы, лекции, занятия со студентами технического университета и фармакологической академии.

Восстановлен в Лазаревской церкви и позабытый было в годы Советской власти институт православного сестричества. Верующие женщины, девушки по зову сердца помогают страждущим: посещают военный госпиталь, дом престарелых, одиноких немощных стариков.

И все это параллельно с масштабным строительством. Причем не только непосредственно в монастыре на склоне горы Бештау, но и на подворье. Здесь возводят двухэтажный корпус под библиотеку и воскресную школу.

Монастырю помогают многие промышленные предприятия: кто финансами, кто стройматериалами, кто строительной техникой. Поддерживают и местные власти. Более того, мэр Пятигорска Ю. Васильев является старостой монастыря. Энергично ему содействует депутат Госдумы РФ В. Катренко. И тем не менее игумен Силуан не берется предсказать, когда же монастырь будет полностью восстановлен - уж очень много организационных и финансовых проблем предстоит разрешить. Но в том, что такая твердыня православия на Северном Кавказе необходима, особенно в нынешнее смутное время, никто не сомневается.

- Когда я служил в Томске, - делится своими воспоминаниями игумен Силуан, - там открыли приют сестер матери Терезы. Две полячки, две итальянки и француженка бесплатно помогали нуждающимся: лечили, кормили, убирали, стирали. И была у них традиция: в первый день Рождества собирать на скромный благотворительный обед всех бомжей. Однажды там довелось мне присутствовать со студентами семинарии. Поздравили мы всех собравшихся с великим праздником, пропели рождественские песнопения, и я пошел по палатам приюта. Вижу - сидит на кровати старушка. Обрадовалась, взяла мою руку, целует: "Я татарка, мусульманка. Но для меня вы наши, родные. А сестры матери Терезы хоть и хорошие, добрые, но они чужие".

Нет никакой нужды искусственно формировать какую-то "новую" национальную идею, убежден наместник монастыря, когда вот уже тысячу лет народы России сплачивает православие.

... Славно прожила свой первый век Лазаревская церковь. Да и второй, уже в качестве частички монастыря в миру, начинает с верой и большими надеждами.

«С верой и надеждой - во второе столетие»
Газета «Ставропольская правда»
1 ноября 2002 года