06:00, 29 октября 2002 года

Сплав мастерства и денег

Рев моторов, от которого то и дело срабатывала сигнализация стоящих в десятках метров от трассы легковушек, полуметровый слой земли, выброшеный к концу гонок с крутых виражей колесами мотоциклов, стремительные взлеты и парящие в воздухе гонщики... Сотни зрителей, пришедшие в минувшие выходные на трассу в Пелагиаду, были в восторге от этого зрелища. Здесь в субботу проходил финал Кубка Юга России по мотокроссу, а в воскресенье - финал чемпионата России по суперкроссу. Их организатором стала НК "ЮКОС", а информационным спонсором выступила "Ставропольская правда".

Соревнования проводились в классах 65, 85, 125 и 250 кубических сантиметров по результатам двух заездов. Начав с малых, скоро состязания дошли до самых мощных мотоциклов. В классе 250 "кубиков" суперкросса фактически не было равных 26-летнему гонщику из Пензы Максиму Лебедеву. Даже потеряв на старте первого заезда около десятка секунд, он уже через несколько кругов вышел в лидеры и финишировал на полминуты раньше своего ближайшего соперника. А во втором заезде сразу же вырвавшись вперед, Максим даже близко никого к себе не подпустил. Прекрасно выступил в 125-тикубовом классе его 17-летний брат Сергей, также ставший чемпионом.

Их отец и тренер Борис Лебедев воспринял победу своих сыновей, как явление само собой разумеющееся. Даже с середины второго заезда Максима ушел с трассы и стал готовить свой фургон к обратной дороге. "Максюша уже просто катается", - объяснил он свое спокойствие. Но это для него сын "просто катался", а зрители с восторгом следили, как он на бешеной скорости обходил одного соперника за другим. Зрелище, прямо скажем, далеко не для слабонервных и я не знаю в чем там измеряется количество адреналина, но выброшено его было на пелагиадской трассе великое множество.

По меркам последних лет, состав участников на этих соревнованиях был очень даже представительным - около 200 человек из различных регионов России и Украины. Но это - по меркам нынешним и российским, ставшими существенно ниже советских. Нам привели такой пример: еще двенадцать лет назад в Москве было 32 мотоклуба, из которых сегодня осталось всего лишь... два. А все дело в том, что мотоспорт всегда был уделом профессионалов и, как любой профессиональный спорт, нуждался в основательной финансовой подпитке. Пока она существовала, он развивался и наши гонщики становились чемпионами Европы и мира. Сейчас об этом приходится только мечтать.

С развалом СССР поток денег превратился в ручеек, который вскоре и вовсе иссяк. Уже давно спортсмены от своей федерации мотоспорта не получают ни копейки, а содержание любой настоящей команды сейчас выливается во многие десятки тысяч долларов.

Увы, российские мотогонщики пока могут рассчитывать лишь на собственные скудные средства и помощь весьма немногочисленных спонсоров. Исключая, пожалуй, лишь пензенскую команду, которая финансируется из областного бюджета. Да и то потому, что их губернатор сам занимался мотокроссом.

Впрочем, надежда на возрождение былой славы отечественного мотокросса все-таки есть. Несколько команд взял на содержание НК "ЮКОС" и принял на себя затраты по проведению нынешнего финала чемпионата России (вместо отказавшейся в последний момент мэрии Новочеркасска), а сейчас рассматривает проект по финансированию ставропольской команды. Может, найдутся еще среди солидных компаний и фирм те, кто последует этому примеру?

А пока наши земляки Александр Савченко из Светлограда в классе "чезет" стал вторым, а шпаковец Виктор Губанов удостоился "бронзы" на мотоциклах с объемом двигателя 250 куб. см.

Виталий ТОНИН
«Сплав мастерства и денег»
Газета «Ставропольская правда»
29 октября 2002 года