06:00, 18 октября 2002 года

Гектары раздора

Суровый урок преподнесла жителям села Долиновки судебная власть Новоселицкого района. На конкретном примере сельчанам показали, что в грядущем процессе купли-продажи земли к их мнению, когда на кон будут поставлены большие деньги, вряд ли станут прислушиваться. Сегодня вы арендуете землю, а завтра ее запросто могут отдать во владение приезжему богатенькому дяде. Останутся только эмоции, которые, понятно, к делу не подошьешь. Недавно арендаторы из Долиновки лишились не только своей земли, но и веры в справедливость.

Если бы не металлическая клетка, в которой на суде держат преступников, у человека со стороны, коим являлся ваш корреспондент, создавалось полное впечатление присутствия на правлении колхоза в разгар очередной сельхозкомпании. В течение часа в зале раздавались такие знакомые слова: "гектары", "зернохранилище", "склад", "конеферма". Да и одиноко сидящий за столом человек в гражданской одежде больше напоминал председателя колхоза, пытающегося навести порядок на собрании своих подчиненных.

Наверное, именно поэтому противоборствующие стороны терялись в форме обращения к судье Ю. Иванову. Вместо положенных "ваша честь" его чаще называли по имени-отчеству или по старой привычке "товарищ судья". Отсюда и такое странное впечатление от судебного заседания, на котором принципиально решался не только спор о 38 гектарах, но и судьба многих жителей Долиновки. По крайней мере, членов СХА "Колхоз "Южный": ведь у них отбирали землю, которую они арендовали, и возможность пользоваться построенными на ней зерноскладами.

Это было уже пятое по счету судебное заседание, на котором СХА "Колхоз "Южный", а также арендаторы пытались отстоять свое право на принадлежавшие им земли. Весь сыр-бор разгорелся примерно год назад, когда пришедшее в упадок АОЗТ "Надежда" было вынуждено продавать имущество, чтобы рассчитаться с кредиторами. В печати опубликовали объявление о продаже арестованного недвижимого имущества, состоящего из комплекса помещений конефермы. Цена лота - 317804 рубля. Подчеркиваю, речь шла о продаже только зданий, но не земли. Это две совершенно разные позиции, которые затем в суде странным образом были соединены, дав возможность одному человеку на основании вынесенного решения пренебречь интересами многих жителей Долиновки.

Изначально было ясно, что объявленная стоимость конефермы будет по карману только человеку со стороны. Им оказался выходец из Чечни О. Бугаев, который и купил конеферму за 256 тысяч рублей. В принципе ничего страшного в этом нет: все равно здания простаивали. А так обанкротившееся хозяйство получило неплохие деньги для расчетов со своими кредиторами. Часть земли вокруг конюшни была взята в аренду сельчанами и сельхозпредприятием "Колхоз "Южный".

Плохое началось потом, когда новоявленный хозяин конефермы стал добиваться, чтобы в его владение были отданы и 38 гектаров прилегающей земли. Основанием для такого требования послужил некогда составленный план-чертеж участка, на котором располагалась конеферма. При тогдашней колхозной собственности это ни у кого не вызывало вопросов, но сейчас, когда складываются совершенно иные правила землепользования, все должно быть регламентировано имеющими силу документами. План участка таким документом ни в коем случае не являлся, но именно он послужил поводом для судебного разбирательства о праве владения землей между гражданином О. Бугаевым, СХА "Колхоз "Южный" и арендаторами.

На этом чертеже, которым, видимо, руководствовались О. Бугаев и судья Ю. Иванов, гектары раздора выглядят следующим образом: 15 отведены под ипподром, 7,7 - пастбище, 3,3 - земля под зданиями, купленными О. Бугаевым, остальное - площади, арендованные СХА "Колхоз "Южный", на которых он построил для своих нужд зерносклады. К ним О. Бугаев после совершения акта купли-продажи запретил подъезжать, мотивируя тем, что отныне все 38 гектаров принадлежат ему. Единолично. Каково это было слышать сельчанам, выросшим на этой земле?

Ссора с новым владельцем конефермы привела к тому, что "Южный" был вынужден держать собранный урожай не в зернохранилищах, а под открытым небом, и прошедшие дожди нанесли хозяйству серьезный экономический ущерб.

- Нужно рассчитаться с людьми зерном, - сетует руководитель "Южного" Р. Гудиев, - но мы не можем попасть на свои склады, так как О. Бугаев этому всячески препятствует. Надеялись, что суд разберется в том, кто должен владеть землей, но, выходит, мы его проиграли...

Присутствовавшие на суде глава Долиновской сельской администрации Ю. Гусоев, председатель районного комитета по госимуществу Л. Бекас, председатель районного земельного комитета Т. Батирова пытались доказать судье, что претензии О. Бугаева на владение 38 гектарами спорной земли не обоснованы, что по закону он имеет право только на площадь, на которой стоят купленные им здания. Не более. Но О. Бугаев на суде заявил: "Я купил конеферму, и земля принадлежит мне".

После судебного заседания я встретился с председателем Новоселицкого районного земельного комитета Т. Батировой, и.о. главы районной администрации В. Приваловым, и они еще раз убедительно доказывали, что фигурирующий в деле чертеж участка не является официальным документом, подтверждающим возможность продажи конефермы вместе с прилегающей к ней землей. Напомню, что АОЗТ "Надежда" выставляло на торги только комплекс зданий.

Любопытно, что объявленный судом новый землевладелец О. Бугаев не имеет местной прописки и регистрироваться в Новоселицком районе как предприниматель или глава крестьянско-фермерского хозяйства не желает. Ведь в этом случае ему надо платить налоги и арендную плату за землю. Зачем же тогда ему земля, отобранная у арендаторов и СХА "Колхоз "Южный"? Ведь ясно, что работать на ней он не собирается.

Надо сказать, что ситуация вокруг передела земли в Долиновке настолько накалилась, что районная администрация вынуждена была обратиться за помощью в краевой совет безопасности.

Небезынтересен и такой факт. Конеферма продавалась за 317804 рубля, а куплена была за 256 тысяч. Вот что пишет в своем официальном ответе районный прокурор Г. Кошкидько конкурсному управляющему АОЗТ "Надежда" А. Паршину: "Службой судебных приставов конеферма была продана в нарушение ч. 1 ст. 20 закона РФ "Об исполнительном производстве". Прокуратурой района начата проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ на предмет наличия в действиях судебных приставов состава уголовно наказуемого деяния". Сразу после такой вот продажи и началась борьба за землю, которую сельчане проиграли.

Из зала суда долиновцы выходили, ошарашенные вынесенным судьей Ю. Ивановым решением. Еще бы: отобранную у них в прямом смысле слова землю за просто так отдали человеку со стороны. Взяли и подарили, как коробку конфет. В районной администрации с таким решением суда категорически не согласны и намерены добиваться пересмотра дела. Ведь земля - это не просто гектары, а и люди, на ней живущие и работающие. И если такие страсти разгорелись вокруг 38 гектаров, то что будет, когда встанет вопрос о передаче в чью-то собственность сотен гектаров пахотной земли?

«Гектары раздора»
Газета «Ставропольская правда»
18 октября 2002 года