06:00, 16 октября 2002 года

Делу - время, "контроперации" - час

Сегодня мы обсуждаем проблему, которая волнует школу и семью уже достаточно долго. Ребенок за компьютером - сколько здесь плюсов, а сколько минусов? Один из аспектов темы рассматривает в своей статье Лидия МИХАЙЛЕНКО.

Компьютерных клубов в Ставрополе с начала их существования насчитывается до 180. Точную цифру покажет идущая сейчас перерегистрация. Даже если окажется в два раза меньше, все равно можно утверждать, что вышеназванные клубы осуществляют массовый охват молодежи.

Постоянно посещать компьютерный клуб Андрей Д. начал с шестого класса. Мама его - бухгалтер, получающая скромную зар-плату и нерегулярные алименты от бывшего мужа. Она и дома вела тетрадь учета доходов и расходов. Час игры в коммерческом клубе стоит от 10 рублей, и выделять 30-40 рублей в неделю она посчитала возможным. Однако очень скоро расходы на компьютерные игры в клубе перекочевали в графу необходимых и обязательных наряду с хлебом и сахаром. Сын уже не просил десятку дважды в неделю, стараясь перед тем выучить уроки и вынести мусор, помыть посуду, а требовал десять-двадцать рублей каждый день, угрожая, что иначе он и в школу ходить не будет, и помогать по дому перестанет. Как-то бабушка подарила внуку на баскетбольный мяч 120 рублей, но Андрей, прихватив булок и воды, играл на эти деньги в клубе 10 часов подряд! Далее на головы родных свалилась еще одна напасть. Андрей заявил, что пойдет в клуб... на всю ночь. "Это ты говоришь, что нельзя, - твердил подросток протестующей матери. - А в клубе говорят, можно".

Ночь длится с 10 часов вечера до восьми утра, стоит 50 рублей. Кого сморит сон, может прикорнуть тут же на столе у включенного экрана или разместиться на стульях, подоконнике. Под выходной ребятни, претендующей на ночные игры, столько, что надо записываться заранее и вносить аванс. Однажды Андрей объехал три клуба в поисках свободного места. Нашел незабронированный на ночь компьютер в клубе юго-западного района. Вызнав, где это, мать поехала следом. Железная дверь оказалась закрытой, ставни слепых оконцев - тоже. Изнутри просачивалась еле заметная полоска голубого света, слышались ребячьи голоса. Значит, пацаны оставлены на ночь в непроветриваемом помещении, запертые снаружи.

Андрея повели к психологу. Он прошел курс лечения от компьютерной зависимости. Вроде бы к играм охладел, поубавились денежные притязания. Примкнул к новой компании. А недавно мать узнала, что эта компания обворовала своего же товарища. Андрей в тот день был у бабушки, а мог стать и соучастником: за ним утром заходили. Мать сейчас растеряна: что лучше или вернее, что хуже - уличная компания или компьютерный клуб?

13-летний Миша Б., мальчик, по единодушному мнению учителей, соседей и самих родителей, бесконфликтный, добрый, доверчивый, придя как-то домой из клуба, стал ходить по комнате, сжимая кулаки: "Ух, как бы я сейчас кого придушил или ножом пырнул!". Перепуганная мама, полагая, что так повлияли на сына компьютерные игры, отправилась вечером в клуб на улице Доваторцев, куда Мишка ходил каждый день, и застала идиллическую картину: подростки мирно и тихо сидели со специальными наушниками на головах, нажимая клавиши и уставясь на экраны со стрельбой и трупами, разлетающимися от взрывов, а навстречу ей вышла пожилая интеллигентная женщина-сторож: "Не беспокойтесь, им тут ни пить, ни курить не разрешают, а за каждое матерное слово штрафуют - отнимают 10 минут игры. Лучше здесь, чем в подворотнях". Родители Миши тоже так считали: пусть лучше в клубе торчит, чем в темном подъезде. Только откуда вот у нормального пацана это желание придушить, пырнуть?

Современные СМИ нет-нет да расскажут леденящую кровь историю. Например, как подростки прыгают из окон после того, как закончат многоуровневую игру, потому что по завершении всех заданий включается приказ уничтожить себя, и зомбированные дети понимают его буквально как реальный приказ.

А в Америке на всех призывных пунктах начинают бесплатно раздавать дискеты с военно-армейской игрой, на разработку которой ушло 3 миллиона долларов налогоплательщиков. Сюжеты ее - контроперации по обезвреживанию террористов или заложенных ими бомб, взрывных ракет - аналог популярнейшей среди российских (и ставропольских в том числе) подростков игры "Контрогонь". В США считают, что это занятие существенно расширяет кругозор, развивает реакцию, сообразительность, учит ответственности и командной дисциплине.

При таких самых разноречивых мнениях, когда, с одной стороны, говорят о возникновении маниакальности, аутизма, повышении агрессии, а с другой - о том, что игры - это современный способ развития и приличная форма проведения досуга детьми и подростками, понятны страх, беспокойство и сомнения родителей, не знающих, чего ожидать от своих чад, увлекшихся подобным времяпрепровождением. Насколько оно вредно или полезно, в мире пока однозначного ответа нет. Хотя сразу после трагедии в Эрфурте (подросток застрелил 19 одноклассников) правительство Германии собрало на встречу видеопроизводителей и заговорило о внесении поправки в закон о защите интересов молодежи, которая предусматривает ограничение пропаганды насилия не вообще, а в частности в компьютерных и видеоиграх.

Что касается Ставрополя, то ситуация с игровыми клубами назрела настолько, что в краевом центре принято 16 мая текущего года специальное постановление, касающееся регистрации и режима работы компьютерных клубов. Разработано оно на основе соответствующего постановления правительства РФ. Подобные постановления должны выйти во всех муниципальных образованиях края. Режим работы компьютерных клубов (залов) установлен с 8 часов до 22. Ни одному клубу в Ставрополе не дано разрешение на круглосуточную работу. Иногда ребенок требует, чтобы родители выдали ему записку, что они "разрешают". С запиской от родителей или без оставлять в клубе игроков на ночь категорически нельзя. О всех случаях, когда подросток просит отпустить в работающий ночью клуб, родители могут сообщать по тел. 26-70-05. Если в клубе нет условий для длительного пребывания детей (нет вентиляции, плохое освещение), они также могут обратиться по указанному телефону. Не так давно по жалобе родителя после проверки был закрыт клуб на улице Мира, 327

Комментарий психолога

Надежда Митряшкина - ведущий специалист психологического центра при министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края:

- С жалобами на компьютерную зависимость к нам обращаются люди всех возрастов: родители приводят детей, начиная с шести лет, женщины просят помочь вернуть от компьютера в семью мужа и отца...

Наиболее наглядно "компьютомания" проявляется в подростковой среде, являющейся срезом, зеркалом общества. Нельзя запрещать ребенку ходить в компьютерный клуб. Безусловно, лучше, если он поиграет два часа в клубе, а не будет курить в подъезде, соображая, как убить это время. Но это только при условии, что, поиграв, подросток возвращается домой к своим интересам и обязанностям, то есть не выпадает из социальной действительности.

В случае с Андреем налицо явные признаки заболевания. У компьютерной зависимости они те же, что у других видов зависимости: алкогольной, наркотической. Подростка перестает интересовать то, что имело для него раньше значение: успехи в школе, одежда, признание одноклассников. Ребенок начинает зависеть не от живого окружения, а от машины, с которой нельзя помириться или поругаться, обменяться чувствами. Машина не даст сдачи. Здесь ты - царь и бог. Убьют - в запасе еще пять жизней. Это ощущение всемогущества, безнаказанности человек с неустойчивой психикой может перенести в реальную жизнь. Это опасно...

В первую очередь родители должны постараться вспомнить, когда началась зависимость от компьютерных игр, что послужило причиной, толчком к уходу от реального. Причины могут быть самые разные: от развода родителей, перемены места жительства, травмы, запрещения заниматься в любимой спортсекции по нездоровью, то есть утраты прежних контактов - до смерти любимой кошечки. Докопавшись до "спускового крючка", надо вернуться в то время, в ту ситуацию, помочь ребенку высказать свои чувства, восстановить в нем чувство собственной значимости здесь и сейчас. Никогда не будет лишним обращение к специалисту-психологу. Наш центр, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 206, проводит консультирование детей, в том числе бесплатно..

«Делу - время, "контроперации" - час»
Газета «Ставропольская правда»
16 октября 2002 года