06:00, 11 октября 2002 года

Ученые обнаружили пробелы в краевом законодательстве

То, что такие пробелы есть, - в общем-то не секрет, и прежде всего для самой краевой Думы. О необходимости изменить подходы к законотворчеству заявил еще в момент формирования ГДСК нового созыва ее председатель Ю. Гонтарь. Но вот чего именно не хватает краевым законодателям - свою точку зрения на это вчера изложило журналистам руководство научного экспертно-консультативного совета при ГДСК: председатель совета, доктор юридических наук И. Мухачев и его заместители Е. Некрасов, доктор юридических наук, Г. Петропавлова, кандидат экономических наук, А. Давыдов, кандидат экономических наук.

Совет, в который вошли около сотни ведущих ученых самых крупных ставропольских вузов, как известно, был создан весной этого года. Его основная задача - научная экспертиза принимаемых Думой законов. На сегодняшний день практически все документы, принятые депутатами в этом году, появились на свет при непосредственном участии ученых. Но, как признала вчера Г. Петропавлова, в краевом законодательстве по-прежнему много белых пятен.

А "законодательная работа поставлена даже не на должном количественном уровне". Острее всего нехватка нормативной базы ощущается в сфере регулирования экономических процессов в крае. В целом у нас никто не занимался до сих пор оценкой регионального богатства, разработкой механизмов, которые бы заставили его работать на интересы общества. Власть по-прежнему работает в режиме пожарной команды, отчего экономика богатого, по общему признанию, региона не может выйти из тупика. Покончить с этим, заняться наконец перспективным планированием - не в смысле сотворения планов на бумаге, а реальным расчетом возможностей края и его потребностей (на Ставрополье обязательно должен быть центр стратегического планирования) - ученые надеются в том числе в результате совместной работы с Госдумой края. В числе основных направлений деятельности совета на ближайшее время значатся также совершенствование системы органов государственной власти и местного самоуправления, вопросы ценообразования и формирования тарифов (для начала - на электроэнергию и воду). Члены совета предлагают депутатам вернуться к такой форме законотворчества, как целевые программы. Сегодня их разрабатывает, а затем само же и реализует правительство края, что в корне неверно. Формирование программ - прерогатива законодательного органа. В таком случае они по-настоящему станут и инструментом долгосрочного планирования, и дадут механизмы контроля за их осуществлением.

В числе таких программ в первую очередь, по словам И. Мухачева, должны появиться программы патриотического воспитания, противодействия распространению наркотиков, поддержки казачества, программа "Зерно".

Насколько удастся науке реализовать свои планы? Не становится ли препятствием на пути ученых пресловутая политическая целесообразность? Отвечая на этот вопрос, ученые не отрицали, что законодательный процесс сегодня - это прежде всего политический компромисс. Но тем не менее члены научного совета пока удовлетворены степенью востребованности своих идей, при том не только в законодательном органе. Все чаще к их помощи прибегают и структуры исполнительной власти. Они с оптимизмом говорят о новом шаге, который с созданием совета сделан в крае на пути формирования гражданского общества, механизмов его влияния на властные, управленческие процессы. Остается надеяться, что "научно-политический роман" и впредь не разочарует ни одну из сторон - ни ученых, ни депутатов, а главное принесет еще и пользу краю.

«Ученые обнаружили пробелы в краевом законодательстве»
Газета «Ставропольская правда»
11 октября 2002 года