06:00, 4 октября 2002 года

Пусть подрастают примадонны

Ладошки ставропольских театралов скоро будут в мозолях по причине бурно раздаваемых аплодисментов редким в последние годы гостям - гастролерам.

В качестве таковых на сцене Ставропольского академического театра драмы в течение сентября выступили сначала Академический Русский театр им. Е. Вахтангова Республики Северная Осетия-Алания, а сразу за ним - Ставропольский краевой театр оперетты г. Пятигорска.

О владикавказской труппе наш читатель имел возможность прочесть в "СП", сегодня же хотелось бы поделиться некоторыми впечатлениями от встречи с пятигорчанами.

Прежде всего прямо-таки бросается в глаза динамика творческого роста коллектива, которая начала проявляться еще пару лет назад, а сейчас достигла весьма высоких темпов. Большинство тех, кто внимательно наблюдает за театральной жизнью в крае вообще и в Пятигорске в частности, единодушно связывают очевидный прогресс оперетты с приходом сюда в качестве директора Светланы Калинской, и, пожалуй, с этим вряд ли можно спорить. Действительно, коллективу во главе с новым руководителем удалось добиться серьезных результатов. Труппа пополняется молодыми кадрами, которых готовят специально открытые вокальная и хореографическая студии. Изменилось к лучшему и само "лицо" театра: заметно богаче и выразительнее стали и декорации, и костюмы актеров. Обновляется и расширяется репертуар. Словом, вот вам роль личности, то есть хорошего организатора. Интересный нюанс: не так давно в названии должности Светланы Калинской появилась прибавка к слову директор - художественный руководитель. Говорят, такова современная тенденция: концентрировать административное и творческое руководство в одних руках, а режиссеров приглашать самых разных - на одну постановку. Столичные театры это практикуют уже ряд лет и весьма широко. Что касается наших, ставропольских, пока еще рано судить о верности такого подхода, хотя чувство "здорового консерватизма" подсказывает быть настороже, недаром же когда-то появилась в театре фигура худрука. Впрочем, давайте не спешить с выводами, поживем - увидим.

Cамое, на мой взгляд, обнадеживающее в сегодняшнем творческом портрете Пятигорской оперетты - это, конечно же, появление на сцене молодежи, причем в таком заметном количестве, которое, Бог даст, перерастет когда-нибудь и в качество. Во всяком случае, кордебалет, без коего немыслим сам жанр музыкального спектакля, сегодня стараниями главного балетмейстера Т. Шабановой разительно отличается от того, что мы видели несколько лет назад. Удачно вписались в него юноши и девушки, подготовленные тоже Т. Шабановой, и хотя ей пришлось на время обучения ребят стать еще и педагогом, думаю, жалеть не приходится: ведь теперь есть необходимый "человеческий материал", способный осуществить задачу балета в контексте единой задачи всей постановки. Достаточно успешно справились с этим юные танцовщики во многих эпизодах, например, в так называемых уличных сценках мюзикла "Моя прекрасная леди", в эффектной восточной пляске на балу в "Летучей мыши", в парижских хореографических "картинках" к "Красавцу-мужчине"... И хотя часть зрительских аплодисментов можно объяснить этакой доброй снисходительностью к начинающим, все же значительную их часть ребята честно заработали упорными репетициями и истинным вдохновением.

То же могу отнести и к хору. В его составе так свежо и так сочно зазвучали старательные молодые голоса, что порой их пение доставляет больше удовольствия, нежели некоторые сольные партии. Увы, и такое, оказывается, бывает: когда примадонна тускнеет среди массовки, призванной вроде бы, наоборот, оттенить ее достоинства, важность ее присутствия, ее первенство. Сидя в зале, не раз ловила себя на подобных ощущениях. И не знала, то ли сожалеть об этом, то ли радоваться. Нет, сначала все-таки радоваться явному прогрессу в такой важной составляющей из триады оперетты, как хор. Не только свежесть голосов, конечно, тому причиной, но и изменившееся к лучшему звучание его как единого стройного организма. Искусство хорового пения весьма непросто рождается усилиями и хормейстера, и каждого певца в отдельности, и всех вместе. Слышать голоса остальных, "не высовываться" собственным голосом, но и не затеряться в общем исполнении, да еще при этом не забывать о сценическом действии - вот как немало, помимо вокальных данных, требуется "обыкновенному" хористу.

Очень высокие и многогранные требования предъявляет оперетта к исполнителям-солистам. Тут и разговорные сцены, и, естественно, вокальные (и соло, и дуэт, и ансамбль), и по мере необходимости участие в танцевальных вкраплениях в действо спектакля. Вряд ли нужно объяснять, что обладание всеми этими качествами в одном лице далеко не всегда имеет место. Так получалось, что сильный певец в разговорной сцене выглядел слабее, а в танце опять словно оживал, и трудно неспециалисту понять, то ли артист недорабатывает, то ли есть какой-то просчет режиссерский. Ясно одно: роль теряет от подобных перепадов, образ персонажа выглядит соответственно неровно и неполно. Актер, ничем "не показавшийся" в "Летучей мыши", вдруг совершенно иначе раскрылся в "Красавце-мужчине", удачно соединяя несомненный комический дар с вполне качественным вокалом. Вообще, сложно судить о работе театра по нескольким спектаклям, тем не менее сложилось такое впечатление, что если массовые сцены радуют глаз и слух, то вот с главными героями и героинями не все так безоблачно. Скорее наоборот. Видимо, еще не появились в труппе молодые солисты, способные "дышать в затылок" опытным ветеранам. Но в этой ситуации ветеранам не позавидуешь, поскольку нагрузка роли иногда явно не соответствовала возрастным возможностям, даже при наличии хороших актерских качеств. Остается пожелать театру прогресса и в этом направлении: пусть подрастают новые премьеры и примадонны, пусть их смелее выводят на сцену режиссеры.

А вот с исполнителями ролей так называемого второго плана здесь, к счастью, все обстоит куда лучше. Целые взрывы смеха вызывал в зале заслуженный артист РФ Николай Смирнов в роли дежурного тюрьмы в "Летучей мыши". Казалось бы, настолько классически знакомый образ у него имеет свои черты характера, не говоря уж о манерах, и забавные "отсебятинки" вкраплены в текст очень гармонично. Здесь же, в "Летучей мыши", тоже явно понравилась публике Зинаида Зайцева в роли жизнерадостно- предприимчивой служанки Адели, еще более удалась, на мой взгляд, этой актрисе Жена в мюзикле "Красавец-мужчина", хотя роль тоже не из самых главных. Заслуженная артистка РФ Светлана Молчанова буквально влюбила зрителя в свою эпатажно-скандальную, но совершенно очаровательную в ее намеренной вульгарности Сестру в "Красавце...", то же повторилось, когда она появилась в роли миссис Хиггинс из "Моей прекрасной леди". В этом же спектакле, кстати, заметной стала далеко не главная роль папаши Дулитла благодаря артисту Виктору Гусакову...

Нельзя не заметить качественного "скачка" в деле художественного оформления спектаклей. Это относится и к декорациям, и костюмам артистов. Опять-таки чувствуются свежий взгляд, талантливая продуманность, мастерское исполнение. Вроде бы ничего такого особенного - традиционные в оперетте ажурные лестницы и скамейки, минимум мебели (просторнее балету!), непритязательные цветочки и занавески. А смотрится как-то веселее. Разумеется, оформление требует значительных материальных трат, но ведь, согласитесь, и результат того стоит.

И вот еще о чем хотелось бы сказать в заключение этого далеко не всеобъемлющего гастрольного обзора. Речь - о довольно необычном статусе Пятигорской оперетты. Судьба курортного театра, с одной стороны, как будто беспечальна: публика без конца меняется, отдыхающие на Кавминводах отпускники в большинстве своем нетребовательны, как говорится, нынче здесь - завтра там, можно, наверное, не особо "упираться". Но, с другой стороны, в этом-то и кроется опасная ловушка: всегда есть шанс успокоиться на достигнутом, почить на лаврах. Думаю, непросто труппе и ее руководителям лавировать среди этих "сциллы и харибды", придерживаясь того уровня профессионализма и вкуса, которого зритель вправе ждать от краевого театра. Очень важно сохранить взятый темп и курс на развитие. В этом - залог будущих творческих достижений и жизнеспособности оперетты вообще. Нам же остается надеяться, что такие встречи с пятигорчанами в краевом центре вновь, как прежде, станут традиционными, регулярными, и мы сможем более полно, не урывками, знакомиться с новыми их работами.

«Пусть подрастают примадонны»
Газета «Ставропольская правда»
4 октября 2002 года