06:00, 2 октября 2002 года

Посредник между властью и народом

Когда шведский король Карл после сокрушительного поражения, нанесенного ему русской армией под Полтавой, вернулся домой, он обнаружил, что Швеция находится в плачевном состоянии, потому как буйным цветом расцвели в ней коррупция, всевластие чиновников, поборы и безнаказанность власть имущих. Но не стал шведский король сгоряча головы рубить, а ввел должность омбудсмана - наблюдателя за исполнением законов...

В наше время этот термин является синонимом уполномоченного по правам человека, функции которого со времен шведского короля остались приблизительно теми же. Уполномоченный по правам человека понимается как "достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений". Проще говоря, он является посредником между властью и народом.

В России институт уполномоченного по правам человека существует уже четыре года. О том, как идет процесс становления этой новой для нашей державы правовой структуры, с корреспондентом "СП" беседует консультант отдела по работе с правозащитными организациями и субъектами РФ аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Александр ФЕДОТЕНКОВ, который участвовал в прошедшем в Пятигорске международном семинаре "Развитие института уполномоченного по правам человека на Северном Кавказе".

- Александр Николаевич, есть ли уже реальные плоды деятельности уполномоченного по правам человека в России?

- В основном мы работаем с обращениями граждан, но помимо этого занимаемся просветительской деятельностью в области прав человека, выпуская большой объем литературы, проводя семинары, взаимодействуя с неправительственными правозащитными организациями. Уполномоченный по правам человека в РФ Олег Борисович Миронов много ездит по стране, часто бывает в Совете Европы. Мы пытаемся привести нашу страну к цивилизованным методам защиты и восстановления прав граждан. Насколько это хорошо получается, не нам судить - процесс очень сложный, может быть, для решения этих вопросов потребуется не одно поколение.

Сейчас мы разрабатываем проект федерального закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ - процесс проявления статуса омбудсманов в субъектах уже пошел, и эта должность стала объективно необходима.

- А насколько реально омбудсман может влиять на властные структуры, сможет ли "дать по рукам" зарвавшемуся чиновнику?

- Результатом деятельности уполномоченного является специальный доклад, который направляется в адрес президента РФ, Госдумы. В случае массового нарушения прав граждан уполномоченный может выступить непосредственно в Федеральном Собрании. Воздействовать на органы исполнительной власти он может только опосредованно, поскольку не обладает властными полномочиями. Но он может разъяснить представителю органа исполнительной власти, что его действия нарушают законодательство - федеральный конституционный закон не дает возможности отмахнуться от тех требований, которые предъявляют уполномоченные по правам человека.

- Есть ли уполномоченный по правам человека в Чечне?

- Нет, и, видимо, такой пост там появится очень нескоро. Недавно О. Миронов побывал в Чеченской Республике - и А. Кадыров его не принял. Хотя одной из главных задач поездки и было достижение договоренностей с А. Кадыровым о создании поста специального представителя, потому что ситуация в Чечне требует не разовых поездок, а постоянного присутствия.

- Насколько вообще сложен Северный Кавказ для деятельности омбудсманов?

- Регион сложный, и для этого много причин. Республики резко отличаются друг от друга по этническому составу, национальной истории, традициям. С точки зрения управления, это самый сложный регион в России. Одна из важнейших проблем - миграция населения - до сих пор не решена. Насколько мне известно, сейчас опять начали финансировать программу переселения лакцев из Новолакского района Дагестана, хотя принцип переселения по национальному признаку антиконституционен.

- И последний вопрос. Как, по вашему мнению, в свете нового правового института будут складываться отношения между властями и общественными правозащитными организациями, которые частенько воспринимают как "кость в горле"?

- Недавно мы выпустили справочник неправительственных правозащитных организаций РФ, и к нам уже поступает поток писем с просьбой предоставить эти справочники не только правозащитникам, но и в органы исполнительной власти. То есть они заинтересовались возможностью взаимодействия с неправительственными организациями как одной из форм своей деятельности. Значит, контакты между власть предержащими и правозащитниками уже намечаются. И притом, что правозащитники чаще всего властью нелюбимы, тем не менее в некоторых регионах в них уже начинают видеть своих союзников...

«Посредник между властью и народом»
Газета «Ставропольская правда»
2 октября 2002 года