06:00, 2 октября 2002 года

ДОМашние истории

В последнее время в Ставрополе обострилась ситуация со строительством новых зданий и всякого рода пристроек в непосредственной близости от жилых домов. Вот два, как нам кажется, наиболее ярких примера, попахивающих, кроме того, обыкновенным беспределом.

О плывунах и некраснеющих бумагах

Первая история - со скандальным оттенком, который она приобрела в ходе борьбы жильцов дома N 328/10 по улице Ленина краевого центра в буквальном смысле за жизнь своих квартир. Летом прошлого года глава города издал постановление, давшее добро коммерческой фирме "Велес" проектировать офисное здание на площадке напротив этого дома - в зеленом сквере возле магазина "Пазарджик". Затем случилось много чего: отмена постановления, решение краевого арбитражного суда в пользу "Велеса" и, наконец, новое "добро" на строительство, вернувшее все на круги своя. Это произошло 26 июля 2002-го, и с тех пор почти ничего не изменилось. Разве что у жильцов голос охрип говорить о том, что возле их дома, и так покрытого трещинами, нельзя возводить еще одно здание во избежание катастрофы...

Чтобы понять чувства этих людей, необходимо окунуться в историю - в 60-е годы ХХ века, когда только начиналось строительство дома и тогдашние архитектурные власти решили поместить его в глубь двора, отступив от так называемой красной линии несколько десятков метров. Для чего это делалось? Как объясняют сегодняшние старожилы, из-за неустойчивости грунта, у которого были обнаружены... оползневые и плывунные свойства. После завершения стройки прораб Шабанов собрал новоселов и посоветовал им посадить здесь деревья, корни которых хоть как-то свяжут грунт и как бы "задержат" негативные процессы. Скоро народ вышел во двор с лопатами и молодыми саженцами.

Это было весной, а летом они почувствовали, как фундамент дома "заиграл", а позже увидели и результат - неподалеку образовалось нечто вроде овражка. Городская власть той поры в спешном порядке укрепила грунт - площадка была устлана твердым покрытием и опоясана специальной каменной стенкой, что все вместе служило противооползневым сооружением и по затратности равнялось стоимости самого дома. Сейчас, по прошествии более чем тридцати лет, площадка в окружении девяноста рослых деревьев представляет собой живописную картинку, но это - первое впечатление. Если присмотреться, можно увидеть, что и дом, и укрепления сплошь покрыты трещинами.

Вот, собственно, и вся история, из которой становится понятной негативная реакция жильцов на желание директора "Велеса" Александра Мельникова построить тут еще один дом. В этом случае часть площадки, прилегающей к соседнему дому (под дробью девять), будет разрушена, на ее месте встанет четырех-этажный административный корпус, а последствия от вмешательства в глубинные процессы не заставят себя долго ждать: судя по всему, старый жилой дом начнет рушиться и потянет за собой в оползневую "могилу" виновника - новое здание, пусть даже выстроенное по идеальному проекту.

Кстати, проект действительно неплохой, но кое-что в его, так сказать, инфраструктуре, мягко говоря, вызывает недоумение. Например, геолог института "Ставропольагропром-проект" Анатолий Захарин, в августе прошлого года проводивший изыскания на площадке, "опасные физико-геологические процессы вблизи участка работ" не обнаружил, о чем написал в техотчете, т. е. по сути зажег зеленый свет проектировщику - частной фирме "АРХ-НС". На этих данных, как нам представляется, зиждется и уверенность руководства "Велеса" в безопасности грунта, в том, что земля лишь слухами полнится об оползнях и плывунах...

Любопытно, что и А. Захарин, и А. Мельников, и директор "АРХ-НС" Надежда Сирый в один голос называют противооползневые сооружения лишь "декорациями", прозрачно намекая на то, что жильцы подняли много шума из ничего. Последние же устали писать жалобы в разные инстанции, убеждать чиновников в своей правоте и выражать беспокойство по поводу судьбы своего дома. Ведь в случае чего новые квартиры вместо развалин им никто не даст.

Но наиболее интересное в этой истории даже не затянувшаяся полемика, а... бумага под названием "постановление". То самое постановление главы администрации Ставрополя от 26 июля 2002 года. Как нам сказали в управлении по жилищному и архитектурно-строительному контролю Ставропольского края, оно незаконно, поскольку вышло до согласования проектно-сметной документации с управлением государственной вневедомственной экспертизы при краевом правительстве, а также с самим архконтролем.

- Администрация предвосхитила события, чем нарушила "Территориальные строительные нормы", - говорит главный специалист управления по архконтролю Татьяна Савенко. - Со своей стороны, мы могли бы опротестовать данный документ в суде, однако нас остановило то, что оно вступает в силу с 1 января аж 2004 года.

Случай, конечно, уникальный: где это видано, чтобы постановление главы администрации города вступало в силу только через почти полтора года после его подписания? Сам И. Тимошенко объясняет это тем, что решением краевого арбитражного суда от 9.01.2002 г., признавшим правоту "Велеса", он был поставлен в безвыходное положение и просто не вправе был не издать постановление. Поэтому хотя бы попытался оттянуть срок его вступления в силу. Кстати, заметим, настолько, что это произойдет уже после выборов нового главы. В ходе проверки Т. Савенко столкнулась с не менее скользким фактом: оказывается, некоторые пункты постановления (чертеж границ и т. д.) департамент архитектуры и градостроительства города начал потихоньку выполнять, не дожидаясь 2004-го... Кому на руку спешка?

В общем, конца этой истории пока не видно, хотя не так давно Ставропольская городская Дума по инициативе депутата Сергея Муратова (а он, в свою очередь, по просьбе избирателей - жильцов дома) рассмотрела вопрос и единогласно решила рекомендовать главе администрации принять все необходимые меры, вплоть до отмены постановления. До сего дня жильцы ждут ответной реакции главы.

О кровоточащей ране - открытом котловане

А вот типичная ситуация, сполна характеризующая "дикие" застройки Ставрополя, когда мы можем наблюдать конкретные действия заинтересованных лиц по возведению желанных строений не только без разрешения, но и с выданным на руки запрещением. Например, магазина или аптеки. Или сразу того и другого, вместе взятых.

Эта история имеет более позднее происхождение, нежели предыдущая - 12-этажному дому на пересечении улиц Тухачевского и 50 лет ВЛКСМ от роду всего шесть лет. В первые же дни существования здание сильно накренилось, угрожая раздавить своего малорослого соседа - крупнопанельную пятиэтажку N 25/7 по ул. 50 лет ВЛКСМ. "После прорезки деформационного шва и некоторых работ по усилению эксплуатационная надежность зданий была обеспечена, - пишет в письме главе администрации города главный конструктор ЗАО "Конструкторское бюро Ивлева" Леонид Ивлев. И далее продолжает: "При очередном досмотре ранее усиленных зданий мы обнаружили, что вдоль 12-этажного дома выкопана траншея до низа фундаментов и оголены трубы дренажа, т. е. созданы условия для дальнейшего крена 12-этажного дома". Кто же это натворил?

Траншея (проще говоря, котлован) появилась в конце июня - начале июля, немало удивив не только жильцов, но и - после их обращения - инспекцию архитектурно-строительного надзора Ставрополя, которая, как оказалось, не давала разрешения на производство строительно-монтажных работ гражданам Ризченко и Лапинскому. Об этом людям, объединившимся в товарищество собственников жилья "Родничок", сообщил начальник инспекции А. Полтавский.

Нет разрешения, но есть конкретные граждане - кто они и что здесь делают? Частные лица Татьяна Ризченко и Игорь Лапинский, если верить на слово последнему, совсем не знают друг друга. Тем не менее пару лет назад интересы у обоих были одинаковые и сошлись они, что тоже поразительно, в одном месте - в доме 7/1 на ул. Тухачевского. Тогда глава города М. Кузьмин своим постановлением от 25 июля 2000 года N 2817 передал им часть земельного участка (18,2 кв. метра) в долгосрочную аренду. Т. Ризченко получила 11,5 кв. метра под стоматологический кабинет, И. Лапинский - 7,7, как ни странно, под него же. Одновременно глава разрешил им реконструировать существующие помещения (под стоматкабинеты) и пристроить рядышком парадный вход, а также обязал получить на все это официальное "добро" инспекции архнадзора.

Напомним, "добра" они не получали. Зато летом 2002-го ударными темпами начали строиться, причем вышли далеко за пределы той отведенной площади. Как пишет от имени жильцов в письме аж президенту России председатель ТСЖ "Родничок" Валентина Дудко, "граждане Лапинский и Ризченко в июне 2002 г. путем самовольного захвата земли (прилегающей территории по ул. Тухачевского и ул. 50 лет ВЛКСМ) начали самовольно производить капитальное строительство пристройки помещений магазина и аптеки". Видимо, к этому времени лечение зубов они стали считать делом не столь выгодным, раз передумали делать стоматкабинеты.

Довольно больших размеров котлован (длиной в 19 метров, шириной в четыре и почти в два метра глубиной), учитывая проблемность высотного дома, вызывает серьезные опасения и у жильцов пятиэтажки. Выданное Т. Ризченко предписание инспекции архнадзора засыпать котлован, утрамбовать грунт и получить-таки разрешение на производство строительно-монтажных работ она до сих пор не выполнила, хотя должна была сделать это до 20 июля. Оно и понятно. Ведь действуя согласно букве закона, уверенным в успехе быть нельзя хотя бы по одной причине: по словам представителя "Родничка" юриста Андрея Бойко, совсем близко от фундамента дома семь дробь один пролегает линия правительственной связи - о каком разрешении может идти речь?

Кроме того, котлован нарушает права другого собственника - ООО "Ставрополькрайинвест", которому в цокольном этаже 12-этажки принадлежит магазин. В настоящее время в результате начавшихся работ вход в магазин разрушен, а обществу причинен крупный материальный ущерб, о чем генеральный директор "Ставрополькрайинвеста" А. Коваленко написал в прокуратуру. Ответа, впрочем, не дождался.

Стройка меж тем спокойненько продолжалась. В конце концов жильцы обратились в суд с иском о защите прав собственника, не связанных с лишением владения (все квартиры в доме приватизированы). И федеральный судья Промышленного районного суда М. Эйсмонт в качестве меры по обеспечению иска запретил И. Лапинскому и Т. Ризченко производить строительно-монтажные работы и обязал засыпать котлован...

Было это 12 августа. Сегодня воз и ныне там. За это время, как говорится, много воды утекло. На месте работал судебный пристав-исполнитель В. Геращенко, возбудивший исполнительное производство, которое и Ризченко, и Лапинский дружно проигнорировали. Недавно их за это оштрафовали, затем последует второй штраф, после чего службой судебных приставов Промышленного района, по словам В. Геращенко, будет возбуждено уголовное дело за злостное неисполнение решений суда. Правда, есть тут один нюанс - эта статья распространяется преимущественно на руководителей, а Лапинский и Ризченко - частные лица...

«ДОМашние истории»
Газета «Ставропольская правда»
2 октября 2002 года