06:00, 28 сентября 2002 года

Фестиваль скорее жив, чем...

Уж близок день (по многолетней традиции это 1 октября – Международный день музыки), когда вновь, в тридцать третий раз, зазвучит ставшая фирменным позывным фестиваля хорошо знакомая мелодия "Ставрополье мое, Ставрополье...", и будет торжественно объявлено об открытии "Музыкальной осени Ставрополья". Организаторы – Министерство культуры края и Ставропольская краевая госфилармония тоже по сложившейся традиции стремятся каждый раз придать фестивалю определенный тематический оттенок, то делая упор на классику, то отдавая предпочтение популярной эстрадной песне...

Нынче девиз фестиваля может показаться сколь претенциозным, столь и, извините, провинциальным – "Звезды земли Ставропольской". При этом подразумевается ( и уже заявлено в рекламных афишах) участие солистов, которые, выросши и начав свою музыкальную карьеру в Ставрополе, сегодня стали звездами уже российской, а то и мировой величины. Согласитесь, заявка серьезная и ответственная, хотя ведь и повод для размаха имеется: в этом году краевой филармонии исполняется 100 лет. Собственно юбилей слегка задерживается в связи с проходящим капитальным ремонтом здания филармонии, а вот "Музыкальная осень" призвана стать первым мероприятием, посвященным этой большой дате.

Программа концерта, открывающего фестиваль, выглядит действительно впечатляюще. Здесь мы видим фамилии, например, двух петербуржцев – солиста знаменитой Мариинки, народного артиста РФ Алексея Стеблянко и солиста Малой Оперы заслуженного артиста РФ Алексея Кулигина, солиста Московской оперетты заслуженного артиста РФ Сергея Алимпиева, солистки оперного театра Йошкар-Олы, народной артистки Республики Марий-Эл Тамары Перепелицы, солистки Саратовской оперы заслуженной артистки РФ Анастасии Тарасовой, солистки Астраханского музтеатра заслуженной артистки РФ Натальи Тарасовой, солиста Московского театра оперетты, прославившегося недавно хитом "Belle" из ставшей столь популярной "Нотр-Дам де Пари" Антона Макарского. В силу разных причин и обстоятельств ставропольцы сегодня о многих из них практически ничего не знают. А потому идея собрать их в Ставрополе "в одном месте и в одно время" вдвойне удачна. Хотя ее реализация была сопряжена с немалыми организационными трудностями: у всех артистов с началом осени загруженность возрастает, открываются сезоны в театрах, активизируются теле- и киносъемки и т. д. Директор Ставропольской филармонии В. Куникина поведала мне немало эпизодов этой "эпопеи" привлечения звезд. Но в конце концов они "изыскали возможность" и мы в предвкушении...

В ожидании также и поклонники джазовой музыки: впервые в программу фестиваля включены выступления муниципальных джазовых коллективов Пятигорска, Невинномысска, Ставрополя, Железноводска, станицы Ессентукской. И это несмотря на предстоящий в конце года тоже традиционный джазовый фестиваль. Как пояснил замминистра культуры края В. Лычагин, джазмены сами попросились участвовать в "Осени...", поскольку это дает им дополнительные возможности выйти на широкую публику. Кстати, они обещают, помимо "планового" выступления в Центре досуга и кино "Октябрь" дать в парке Победы дневной концерт на открытой сцене, - новинка в их работе и в фестивальной афише тоже.

Как-то очень уж автономно собираются нынче провести "Музыкальную осень" на Кавминводах. То есть, здесь это будет даже и называться иначе, по-своему – "Панорама музыки России". Формально цикл весьма мощных акций числится в списке фестиваля, а на деле не намечается ни одного выступления гостей Кавминвод (среди них есть даже зарубежные) в Ставрополе или где-то в крае. Согласитесь, это странно. Фестиваль общий, но "зоны" его – словно разные государства. Организаторы объясняют ситуацию финансовыми трудностями, признавая, однако, очевидную отдельность "Осени..." и "Панорамы...". Возможно, заманить солистов Большого театра завернуть из Кисловодска в краевой центр сложно, но почему нельзя было хотя бы поменяться нашими известными органистами – С. Кирилловым (Ставрополь) и С. Бережной (Кисловодск) – публика услышала бы новых для себя исполнителей, а последние получили бы новую аудиторию... То же самое отношу и к симфоническим оркестрам двух краевых филармоний. Трудно найти общий язык? Могу указать на вполне влиятельного "арбитра" – Министерство культуры края. В смысле экологическом регион КМВ называется особо охраняемым, и это правильно, но вот в смысле культурном его от нас, ставропольцев, "охранять", наверное, не нужно.

К сожалению, массовый зритель в районах края почти не увидит звезд первой величины. В силу все тех же финансовых проблем. Лишь в Невинномысске, Буденновске, Изобильном и Красногвардейском пройдут концерты приглашенных дуэта "Шенонсо" и квартета "Скифы" и наших филармонического оркестра и трио "АРТ-классик КМВ". Пока под вопросом – Новоалександровск. В большинстве остальных районов упор сделан на выступления собственных "звездочек" да на свою же художественную самодеятельность, от учащихся и педагогов музыкальных школ до коллективов Домов культуры. Правда, в Ипатово ожидается еще один "фестиваль в фестивале" – казачьей песни. Как он соотвествует теме нынешней "Осени...", мне, например, извините, непонятно. Да и в целом общей картины как-то не прорисовывается, либо она получается очень уж пестрой и разношерстной. С другой стороны, явно беднее в этом году эта картина даже в краевом центре, из сольных концертов гостей мне назвали только выступление нашего доброго знакомого – органиста Василия Долинского. Остальная программа построена на, так сказать, "внутренних" резервах. Там немало талантливых музыкантов и вокалистов, но ставропольцы их могут видеть и вне фестиваля.

Словом, бледность исполнительской палитры "Музыкальной осени" бросается в глаза, причем год от года эта удручающая тенденция усиливается. А ведь если оглянуться назад хоть лет на пять-семь, там в ее афише были имена, и какие! Что, за это время Ставрополье так обнищало – при рекордных-то урожаях? Я уж не говорю о более отдаленном прошлом, когда "Музыкальная осень" только становилась на ноги. Становилась как раз благодаря Именам. К нам не гнушались приезжать из столицы целые бригады композиторов, которые привозили с собой самых популярных певцов и ездили буквально по всему краю. Чичков и Богословский, Соловьев-Седой и Мурадели, Пахмутова и Френкель, Мартынов и Мигуля... Список можно продолжать долго, столь же долго при этом вздыхая. Как вздохнул печально один мой знакомый ветеран культуры Ставрополья, вспоминая годы рождения и развития фестиваля: "А нынче взглянул на афишу, и такая тоска взяла!". Причем, по его словам, денег из бюджета не давалось ни копейки, а прибыль имели! Мне могут возразить, что тогда были совсем иные условия жизни и организации "культпросвета". Это верно, конечно. Но все же думается, что сегодня тоже можно было бы делать фестиваль на достаточно высоком уровне, если бы к тому прилагались более серьезные усилия и по-настоящему свежие, современные идеи. Ссылки на пресловутое недофинансирование выглядят неубедительно. Недаром, рассказывая о предварительной работе со столичными гостями, Валентина Викторовна Куникина отмечала, что денежный интерес не был решающим в их согласии приехать в Ставрополь!

И еще мне представляется, все эти кажущиеся нам избалованными и недоступными москвичи и питерцы уже почуяли губительную для подлинного творчества оторванность от масс и при умелом подходе можно их заполучить и к нам "на периферию". На днях поступила такая, например, информация: Алла Пугачева совершает гастрольный тур по городам Подмосковья и на усмешки звездных коллег – до чего, дескать, докатилась! – отвечает, что "...люди живут не только в Москве, Питере и Атлантик-Сити", а "до народа, который сделал тебя любимым и популярным, нельзя докатиться или опуститься. До него можно только подняться". Так это – Алла Борисовна! Но симптом времени, по-моему, налицо, и этим следует профессионально грамотно воспользоваться нашим организаторам и фестивалей, и всей остальной музыкальной жизни края.

Понятно, что значительные силы Ставропольской филармонии, находящейся в ситуации капремонта своего здания, сейчас отвлечены на этот весьма хлопотный процесс, а значит ее роль в предфестивальной работе объективно ослабла. Но если мы хотим сберечь традиции "Музыкальной осени", нужно и новые силы привлекать, и на опыт прошлого опираться. А то получается, что на тридцать третьем году своей жизни "Осень..." стала похожа на известного сказочного героя, о котором произносится "классическая" фраза: "пациент скорее жив, чем мертв...". Но если в сказке "пациент" все-таки оказывается жив, то в нашей действительности его, то бишь – ее здоровье оставляет желать лучшего.

Абсолютно согласна с тем, что следует сохранить главную особенность фестиваля – его просветительскую, а не коммерческую сущность. Благородная задача. Но решение ее должно соответствовать сегодняшним условиям. Давно доказано: даже самые лучшие традиции жизнеспособны только за счет их постоянного "омоложения". Подумать есть над чем. В том числе – депутатам краевой Думы, голосующим всего за 2% бюджета на нужды культуры. И исполнительной власти районов, все кивающей на бедность. Почему бы не вернуться, скажем, к форме внебюджетных культурных фондов? Почему не привлечь к "раскрутке" фестиваля бизнесменов, заинтересовав их теми же рекламными услугами? Технологии последних, кстати, хорошо известны специалистам. Деньги на Ставрополье есть. И есть желающие отдать их культуре. Недавно один из колхозов края собирался пригласить к себе в село популярную эстрадную певицу за полмиллиона рублей...

«Фестиваль скорее жив, чем...»
Газета «Ставропольская правда»
28 сентября 2002 года