06:00, 27 сентября 2002 года

Страсти подлинные и мнимые

В Ставрополе завершились гастроли Академического Русского театра им. Е. Вахтангова Республики Северная Осетия-Алания. Ставропольцы увидели четыре "взрослых" спектакля и два - для детей.

Сказать про открытие гастролей словами поэта "театр уж полон..." было нельзя, в зале пустовало достаточно мест. Публика от гастролей отвыкла, еще больше, думается, она отвыкла от подобного репертуара. "Василиса Мелентьева" - историческая драма, да еще в стихах. Директор театра народный артист РФ Владимир Уваров в беседе пояснил, что можно было открыться и легкой комедией "Игры взрослых парижан" - беспроигрышным аншлагом (аншлаг на "Играх" действительно был), но хотелось показать лицо Владикавказского Академического, где по многу лет идут и "Бедность не порок", и "Вишневый сад", и "Отелло"...

Зритель, побоявшийся "исторического" названия, был неправ - "Василиса Мелентьева" поставлена главным режиссером театра Юлием Тамерьяном динамично, действие развивается стремительно, академический стих в устах актеров сохраняет красоту и живость русской речи. Страстей на сцене предостаточно, но владикавказцы страсти не "рвут", они проживают спектакль страстно, красиво.

Любовь и власть, несовместимость их в душе человека - в этом главная трагедия Ивана Грозного, каким играет его народный артист России В. Вершинин. Это очень неожиданный Грозный - не столько политик и тиран, сколько стареющий человек, от возраста и мук совести за пролитое море крови спасающийся чужой молодостью и красотой - женскими. Лучшие сцены у В. Вершинина в спектакле - любовные, с царицей Анной (засл. артистка РСО-А В. Галетина) и Василисой (засл. артистка РСО-А Л. Дворникова). Но не просто любить желает царь, а владеть душами, властвовать над ними, подчинять их своей воле. И потому одинок, нелюбим, отвергнут одной и обманут другой...

У хорошего театра, как известно, своя стилистика, и заявлена она была уже первым спектаклем вахтанговцев. Это мощный темпоритм, когда на сцене все время что-то случается, события сменяют друг друга, почти как в кино. Это и лаконичность оформления (художник С. Володина). В "Василисе Мелентьевой" основное действие происходит на кругу, над которым на спускающихся до пола канатах висят колокола, а чуть сбоку на сцене водружен высокий православный крест. Все.

Это, наконец, ансамблевость. В спектакле хороши и уже названные В. Вершинин, В. Галетина, Л. Дворникова и В. Уваров, играющий по-звериному чуткого, цепкого, изворотливого, тоже нехрестоматийного какого-то Малюту Скуратова, и заслуженные артисты РСО-А Ю. Хафизов (Андрей Колычев), А. Маликова (мамка царицы).

Прекрасная, слаженная труппа в театре - вот главное впечатление от спектакля, как и от всех последующих.

Признаюсь, смотреть инсценировку "Ямы" шла с опаской. Сама повесть Куприна написана на редкость неровно: рядом с пронзительным по чувству страницами - сентиментальная пошлость, много сомнительной публицистики... А уж как попользовались "клубничкой" - темой проституции современные кино- и телеспекулянты!

"Яма" во Владикавказском Академическом театре драмы (режиссер-постановщик Ю. Тамерьян, режиссер А. Стружкин) оказалась неожиданно камерным спектаклем. Мы увидели не столько сцены из жизни публичного дома, сколько - из жизни женщин, которые в нем оказались. У каждой свой характер, своя выстроенная судьба. И, признаюсь, такое созвездие тридцатилетних актрис на сцене - талантливых, профессиональных, умеющих быть совершенно разными в разных работах, как, например, В. Галетина, одинаково органичная и в роли гордой молодой царицы Анны, и в роли простодушной Любки, угодившей в бордель из глухой деревни, - это завораживает. Невольно с грустью вспоминается, что наш краевой театр драмы им. Лермонтова таким профессионализмом молодых похвастаться сейчас вряд ли может...

В повести Куприна один из героев говорит, что проститутки - глупые, ленивые, издерганные, но, по сути, каждая из них - неповзрослевший ребенок, так и оставшийся на уровне развития десяти - четырнадцати лет. Эту детскость, инфантильность и играют актрисы. И еще - сохранившуюся в душах (тоже по Куприну), несмотря ни на что, веру в чудеса, в небывалые страсти. И - женственность, которая пробивается сквозь грязь и ужас жизни.

Кажется очень верным, что театр в инсценировке отказался от обличительства повести, сосредоточившись на психологии героинь. В спектакле несколько раз звучит романс на стихи Блока "Под насыпью во рву некошеном". У Блока ведь непонятно, что толкнуло "красивую и молодую" под поезд на рельсы - "любовью, грязью иль колесами она раздавлена"... "Все больно" - как пронзительно больно смотреть и на многие сцены "Ямы". "Девчонки спектакль любят и выкладываются в нем полностью", - сказал мне потом актер В. Карпов, играющий Ваньку-Встаньку - странного, потерявшегося в жизни человека, вечно пьяного философа публичного дома...

В слаженном актерском ансамбле двух исполнителей выделить хочется особо. Это уже упомянутый В. Карпов, поднимающийся в роли до трагического, и О. Кравченко - Манька. Похожая на дорогую куклу, одетая в кукольное платье, она так искренне, так полно проживает на сцене каждую минуту!

Профессионалы театра знают: ставить Александра Галина трудно. Автор былых перестроечных времен чем дальше, тем больше выстраивает в пьесах коллизии неправдоподобные, далекие от реальности, фальшивые. На чем держится с успехом идущий в Ставропольском академическом театре драмы "Конкурс", даже сказать трудно. На мой взгляд - на мастерстве занятых в нем актеров.

У владикавказцев в галинском "Аккомпаниаторе" так не получилось, хотя играют в нем народные артисты РСО-А Э. Дударенко и Н. Поляков, заслуженная артистка РФ А. Турик, перед тем блеснувшие в "Яме". Это старшее поколение театра, профессионалы высокого класса. Хорошо работает и молодой артист Р. Беляев. А спектакль распадается.

...Некий молодой человек Гриша добровольно ухаживает за больными стариками, становится им необходимым и вызывает у всех троих подопечных желание его усыновить, оставив в наследство квартиру. Внезапно старики знакомятся и решают, что Гриша корыстен и помогал им именно в надежде на наследство. Объединившись, они устраивают парню сцену с обвинениями. Гриша не отпирается, но резонно замечает, что вреда ведь никому не принес, только пользу... Тут главное - совершенно непонятно, кому же сочувствовать? Старым людям, которые чужому человеку предъявляют требования, какие и родным-то детям не предъявишь? И кто кого любит? Они - его? Так ведь сам по себе Гриша им неинтересен, на протяжении спектакля старики пытаются его делить, как вещь. Но режиссер А. Стружкин двусмысленности ситуации не чувствует, и актеры вынуждены играть гнев, пафос, здесь - неоправданные и надуманные.

В этом спектакле лаконичность сценографии, которая в "Василисе Мелентьевой" и в "Яме" освобождает простор для актеров, сосредоточивает внимание на их фигурах, дает воздух, увы, выглядит, как бедность.

Музыка, идущая фоном - тоже стилистика театра им. Вахтангова. Но в "Яме" - это "живое" фортепиано, на котором время от времени звучит в "веселом доме", мелодия дает настроение. А в "Аккомпаниаторе" навязчивая фонограмма с инструментальной музыкой раздается в момент важных монологов, и это выглядит как попытка создать у зрителя эмоциональный настрой, который не могут вызвать актеры.

То же в "Играх взрослых парижан" - замечательно смешном, праздничном спектакле, где опять блистают все: В. Уваров, В. Карпов, Н. Елпатова, Н. Серегина... Музыка на сцене, за сценой - как будто режиссер А. Стружкин не доверяет актерам, здесь абсолютно не нуждающимся в какой-либо подстраховке...

Театр на "Играх" был битком, и опять подумалось: вот показатель того, к чему наш зритель на протяжении многих лет приучен...

* * *

Было немного жаль, что ставропольская труппа соседей и коллег не увидела, поскольку в это время выступала во Владикавказе.

Но такая уж это штука - гастроли...

«Страсти подлинные и мнимые»
Газета «Ставропольская правда»
27 сентября 2002 года