06:00, 21 сентября 2002 года

Плакатный терроризм - против всех нормальных людей

...По сравнению с временами застойными мы сегодня стали страной куда более религиозной. Но, увы, вера почти не тормозит желание согрешить и обидеть ближнего. Более того, чаще всего именно на религиозной основе разжигается межнациональная рознь - словно не в третьем тысячелетии живем, а в средние века, когда иноверец автоматически ассоциировался с врагом. И это не только ваххабитов и иных крайне экстремистских религиозных ответвлений касается.

Своим мнением о том, что же за процессы происходят сегодня в многоконфессиональном российском обществе, с корреспондентом "СП" поделился главный раввин России Адольф ШАЕВИЧ.

- Адольф Соломонович, почему так получается, что на уровне российского межрелигиозного совета, в состав которого входят духовные лидеры всех традиционных конфессий, существует и согласие, и понимание, а на уровне общества верующие люди зачастую еще проявляют агрессию по отношению к иноверцам?

- Понимаете, мы пока не можем говорить о религиозности страны. То, что было практически разрушено за 70 лет, невозможно восстановить за столь короткий срок. Мы все - и православные, и мусульмане, и иудеи, и буддисты - находимся только на пороге возрождения. И у нас масса проблем, которые мы должны для себя решить. Поэтому все, что сегодня делается, - только первые шаги, начало диалога, который необходим и пойдет на пользу всем.

К великому сожалению, большинство людей не посещают ни церковь, ни синагогу, ни мечеть. Они остаются как бы в стороне, и для них голос духовного пастыря не имеет особого значения. Отсюда и идут корни всех межнациональных конфликтов. Относительно недавно в Волгограде было осквернено мусульманское кладбище - мы по этому поводу написали заявление. Потому что для нас это так же больно, как если бы оскорбили иудейское кладбище, хотя мы к этому привыкли и для нас это не внове... Это полное отсутствие духовности. Если человек способен прийти и надругаться над могилой человека другой национальности - значит, для него самого нет ничего святого. Значит, ему и могилы своих предков не дороги, не дорога земля, на которой он живет. Это временщик, и с такими людьми никакого светлого будущего не построишь.

Поэтому сегодня задача всех священнослужителей заключается в том, чтобы показать людям то, что нас объединяет. Да, у всех различные религиозные концепции, на тему которых мы можем спорить веками - и спорили. И воевали, и убивали друг друга, чтобы доказать - только эта религия самая лучшая, мы одни идем по правильному пути. Сейчас пришла пора от этого отказаться.

Мы не обсуждаем сегодня религиозные концепции, мы обсуждаем проблемы, которые волнуют простого человека, - христианина, мусульманина, иудея. Мы думаем, как сделать так, чтобы они с уважением относились друг к другу и понимали, что все - это создания Божии. И поскольку каждый человек создан Богом - так к нему и надо относиться. Это очень длительный процесс, но он начался.

- Как вы считаете, что послужило причиной для взрыва "плакатного терроризма"?

- Я не думаю, что это какая-то целенаправленная, специально разработанная акция в российском масштабе. И даже уверен, что это не так. В любом российском городе проживает какое-то количество евреев. Но где гарантия, что именно еврей подойдет к этому плакату? И подходили-то в основном русские... То есть эта акция была направлена против нормальных людей, которым все это противно. Мое глубокое убеждение - это происходит от безнаказанности. Ни разу никого не поймали, ни разу никого не наказали - правоохранительные органы к этой проблеме относятся довольно прохладно. Сначала вроде бы поднимается волна, потом она сходит на нет, и все как бы забывается до следующего случая. Я больше чем уверен, что если бы подобных провокаторов межнациональной розни несколько раз и примерно наказали по существующему закону, все бы прекратилось.

- Насколько мне известно, у еврейской диаспоры в России сейчас как бы два духовных лидера - вы и Бен Лазар. Чем это вызвано и имеет ли место конфликт между вами?

- Возникновение второй организации - чисто политическая проблема, к религии не имеющая никакого отношения. Суть нашего конфликта заключается в том, что эта организация, возникшая несколько лет назад, хочет подчинить себе буквально всех. Они хотят быть первыми, хотят всеми командовать. Мы с этим не согласны, у нас есть и некоторые разногласия в концепции подхода к работе. Там раввины не наши, не российские, а приезжие, с другой ментальностью. Мы признательны им за то, что они приехали в трудное время помочь нам, но мы не хотим, чтобы они нами командовали...

- Вы как-либо взаимодействуете с Русской православной церковью в плане помощи российским паломникам, приезжающим в Израиль поклониться христианским святыням?

- В этом плане у нас нет контактов, поскольку Русская православная церковь никогда к нам с подобной просьбой не обращалась. Мы знаем о той огромной работе, которая проводится в этой области Русской православной церковью, о большом количестве паломников, выезжающих в Израиль. Могу лишь сказать, что когда началась осада офиса Арафата и в православном храме засели боевики, против них не предпринималось никаких действий, чтобы не разрушать храм. В гостинице же для паломников было порушено очень многое, и мы официально обратились к правительству Израиля с просьбой компенсировать те затраты, которые понесла Русская православная церковь. И правительство Израиля дало подтверждение, что, как только конфликт прекратится, гостиница будет полностью восстановлена.

- Последний вопрос. С какой, по вашему мнению, общей глобальной проблемой сегодня приходится сталкиваться священнослужителям всех конфессий?

- Нам в наследство от советских времен досталось сознание нахлебников. Даже если кто-то что-то начинает делать, он бесконечно требует помощи даже в самых малых делах. А сегодня все практически зависит от нас самих, сегодня государство не вмешивается в дела религиозных конфессий, и если мы живем по закону, мы можем делать сами, что нам требуется...

«Плакатный терроризм - против всех нормальных людей»
Газета «Ставропольская правда»
21 сентября 2002 года