Гордость России – ее культура. Имена Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова и многих других замечательных наших поэтов и писателей знают во всем мире. По их произведениям изучают загадочную русскую душу. Это наша история и наше будущее. В их творчестве находим мы опору, идя по пути возрождения державы. Если перефразировать известную цитату, то "это – наше все", которое мы должны как эстафету духа передать детям и внукам.

То что держит литературу в современной реальности? Во-первых, конечно, программа средней школы. Во-вторых, книги вообще. Книги, которые молодое поколение, увы, оставляет пылиться на библиотечных полках, все дальше уходя в лабиринты Интернета. И еще – музеи. Литературные музеи и музеи-заповедники, где изучается творчество классиков и сохраняется след их земной жизни.

Но каково музеям живется сейчас и удастся ли им войти полноправными сегментами цивилизации в третье тысячелетие? Обстоятельный профессиональный разговор об этом состоялся в Пятигорске в ходе общероссийской конференции "Литературные музеи на пороге XXI века. Проблемы выживания и развития", проведенной Конгрессом российской интеллигенции при поддержке президента России.

В работе конференции приняли участие председатель Совета конгресса, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ С. Филатов, советник министерства культуры РФ С. Блинова, министр культуры Ставропольского края Е. Луганский, глава Пятигорска Ю. Васильев.

Музейщики приехали в Пятигорск со всех уголков страны – от Сахалина и Татарстана до Москвы и Санкт-Петербурга. На пяти пленарных заседаниях были заслушаны доклады представителей сорока музеев: Толстовской "Ясной поляны", Лермонтовских "Тархан" и Пятигорского музея-заповедника, Михайловского, Тригорского и Всероссийского музеев А. Пушкина, музея-центра К. Паустовского, Омского музея имени Ф. Достоевского и многих других. Имена Грибоедова, Державина, Тургенева, Бунина, Шолохова, Шукшина звучали в устах хранителей памяти как имена любимых и близких людей, которых, как дальних родственников, немного подзабыли их наследники.

Причем, хотя и шел на конференции разговор о "борьбе за посетителя", на посещаемость музеев их руководители сильно не жалуются – не заросла еще народная тропа... Но еще Дмитрий Лихачев заметил, что последние святые на Руси – в библиотеках и музеях. Это энтузиасты, работающие в большинстве случаев за гроши и скромно молчащие о своей бедности. "Мне не за себя, за Державина обидно!" – так эмоционально высказалась Фарида Муртазина, директор музея Г. Державина из Татарстана.

Далекие от громовых отзвуков передела собственности, несведущие в правовых вопросах, музейщики постоянно отбивают атаки местных нуворишей, желающих отстроиться на заповедных территориях или отхватить, скажем, как это пытались сделать в Саратове, флигель Чернышевского для своих коммерческих целей. Нет денег на реставрацию, на приобретение новых экспонатов, стажировку и повышение профессионального уровня.

Музеи-заповедники, музеи-усадьбы занимают многие тысячи гектаров – как охранять эти угодья, когда даже на договор с вневедомственной охраной есть средства не у всех? В Смоленской области, рассказал директор государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А. С. Грибоедова В. Кулаков, этим летом незваные гости с шашлычками спалили 20 гектаров леса... Музеям не хватает помещений и современного оборудования для хранения фондов – бесценного государственного достояния.

Перечень проблем, поднятых на конференции, можно было бы продолжать. Хотелось бы отметить, что на их фоне Пятигорский государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова был признан прямо-таки благоденствующим. И новые экспозиции открываются, и научная работа ведется, и территория даже вокруг музея благоустроена и соответствует духу лермонтовских времен... Много комплиментов выслушала в свой адрес директор музея С. Сафарова. Но ведь не секрет, что федеральный по статусу музей, так же, как и знаменитые Лермонтовские праздники поэзии, давно финансируется лишь городом и краем. Москва не дает ни копейки. Документы о необходимости перевода музея на федеральное обеспечение были переданы С. Филатову, и это только один из примеров тех практических дел, что были осуществлены в ходе конференции.

Завязались новые творческие и деловые контакты, присутствие представителя министерства культуры России, директора Российского НИИ культурного и исторического наследия Ю. Виденина, руководителей ряда ведущих учебных заведений этого профиля, позволило внести ясность в вопросы организации стажировки музейных работников как в столицах, так и в регионах. Все пришли к единому выводу, что в курсы повышения квалификации давно пора вносить элементы правоведения. Почти договорились о коллективном найме юристов (отдельно содержать такую кадровую единицу практически ни у кого возможности нет). Настоящий ликбез получила музейная братия по вопросам нормативной базы, оговаривающей условия открытия или закрытия музея, сохранения фондов. К существующим федеральным законам "О культуре", "О музеях и музейных фондах" в перспективе должен прибавиться еще один, регламентирующий условия существования и деятельности музеев-заповедников.

В России сейчас официально числится 1700 музеев самого разного профиля, 38 из них – в Ставропольском крае. Для их сотрудников небезынтересно было бы знать, что при вхождении в действующую до 2005 года федеральную программу "Культура и искусство" музеи могут получить финансовую помощь на реставрацию зданий, представляющих историко-культурную ценность, экспонатов, на организацию научных конференций. Что касается оплаты труда работников культуры, то тарифные сетки уже в ближайшем будущем сменят отраслевые нормы труда.

С. Филатов рассказал о программах поддержки молодых писателей, о необходимости и для музейщиков "покорять" Интернет, пообещал довести результаты дискуссий на пятигорской конференции до депутатов Госдумы России, министра культуры страны. Конференция удалась – это отмечали все ее участники. И поработали хорошо, и отдохнули: гости познакомились с городами-курортами Кавказских Минеральных Вод, съездили в Домбай, посетили Лермонтовские места, Пятигорский краевой театр оперетты, кисловодский музей-театр "Благодать".

"Мы обязательно продолжим практику таких встреч", – заверил участников конференции С. Филатов.

* * *

От редакции. Как видим, у литературных музеев страны много проблем. Слава богу, никто хоть не сомневается в необходимости существованиях этих духовных уголков России. А вот Ставрополь в этом смысле, к сожалению, далеко "обскакал" другие регионы, когда несколько лет тому назад был закрыт литературный музей им. К. Хетагурова. На его месте решено было создать музей истории города Ставрополя. Однако сегодня мы не имеем ни того, ни другого. И это печально.

Виктория ТРИСКО