06:00, 13 сентября 2002 года

"Сам Бог велит сделать что-то конкретное", -

,

,

Эта фраза жительницы из Сан-Франциско Таисии Суворовой появилась в электронной почте "Ставрополки" спустя неделю после удара стихии по ее родной станице Подгорной Георгиевского района.

...К вечеру 19 июля Кума вышла из берегов, и вода стала стремительно затапливать улицы Луначарского, Промышленную, Комсомольскую, Шоссейную, Матросова, Горького, по низине вплотную подошла к автотрассе. Людям зрелого возраста и пожилым станичникам памятно наводнение 1984 года. Так вот: против того наивысшего уровня 19 июля нынешнего года вода поднялась еще на полтора метра! Тяжеленный военный тягач, который послали на выручку одному из станичников, бешеный поток подхватил и понес как щепку. Полностью было разрушено 36 домов, в зону затопления попали домовладения каждого четвертого из пяти тысяч станичников.

- Я лежала после операции на сердце, - вспоминает заслуженная учительница, отличник образования РСФСР Валентина Зацепа. - Стали доходить слухи, что затапливает то один участок станицы, то другой. Сын - он работает в местном сельхозпредприятии водителем - помогал вывозить людей, увидел, что и наш двор стало затапливать. В доме уже была вода, когда меня вывели.

12 сентября Валентина Акимовна, как и еще два десятка станичников, пришла в местный детский сад, чтобы получить из рук главного редактора газеты "Ставропольская правда" Василия Балдицына конверт с достаточно ощутимой для нее суммой. Это деньги из личных сбережений ее бывшей землячки и приятельницы, а ныне жительницы Калифорнии Таисии Суворовой.

Увидев по американскому телевидению репортажи о страшном наводнении на Юге России, cоиздатель русскоязычного журнала "Инфогид", а в прошлом известная в Москве журналист, Таисия Суворова (редактором "Инфогида" работает ее дочь - Александра Соколова) несколько дней обрывала телефоны, пытаясь хоть что-то узнать о судьбе людей, которых любит и помнит, пока не наткнулась в Интернете на сайт www.Stapravda.ru. И вот 25 июля программист нашего Интернет-издания Елена Смирнова увидела на экране монитора крик о помощи: "На мои непрестанные звонки повсюду получаю голос автоответчика: "Набранный вами номер не существует"… Я уже просто схожу с ума от неизвестности… Один мой родственник из Ипатово сказал сегодня, что он слышал, будто Подгорную практически смыло. Так ли это? Что вы об этом знаете? Прошу вас, откликнитесь как можно быстрее!".

Елена добросовестно обзвонила всех и вся и уже к вечеру того же дня сообщила Таисии, что в станице есть разрушения, но не настолько страшные, как та опасалась. А главное все станичники живы.

Завязалась переписка через Интернет. "Теперь я стала постоянным посетителем вашего сайта", - пишет Таисия. Она все расспрашивала и расспрашивала: о знакомых, об улице, на которой жила, о школе, детском садике. В конце концов попросила редакцию и лично Елену Смирнову получить деньги (в размере 1000$), которые она перевела через Western Union, и из рук в руки передать их землякам, которых помнит и любит, и ребятишкам из здешнего детского сада. Вот с этой приятной миссией и приехали вчера в Подгорную главный редактор нашей газеты Василий Балдицын и Елена Смирнова.

Таисия Суворова, как рассказала нам ее любимая учительница из Подгорненской школы Татьяна Бутенко, всегда прекрасно училась, была хорошим организатором, работала пионервожатой. После школы Тая поступила в МГУ, причём она единственная из всего потока получила пятёрку за сочинение, написав его на вольную тему: "Мой любимый журналист" (это был спец.корр. "Молодого ленинца"). По окончании университета Таисия стала журналистом, причем незаурядным. Работала в газетах: "Ленинская правда" (г.Георгиевска), "Социалистическая индустрия", "Лесная промышленность", журналах "Советские профсоюзы", "Культура и жизнь". И все эти годы она не забывала родную станицу.

При первой возможности привозила сюда свою дочь Сашу, которая позже тоже выбрала профессию журналиста. Судьба распорядилась так, что Александра уехала жить и работать в Америку. Но, что интересно: для нее, родившейся в Москве и приезжавшей в станицу только к бабушке на каникулы, Подгорная тоже значит немало. Когда Саша писала в школе сочинение на тему "Моя малая родина", она не о Москве писала, где родилась, а о неведомой её одноклассникам станице Подгорной. И вдалеке от своей малой родины Саше эти места навсегда дороги. Так же искренне, как и ее мама, она переживала о несчастьи, случившемся на ставропольской земле. И первая ее мысль: "чем мы можем помочь?".

Таисия Суворова в годы горбачевской перестройки была издателем и редактором первого независимого журнала "Она и он", затем журналов "Рейс", "Телохранитель" в Москве. Но после августовского дефолта 1998 года, когда прессе набросили на горло финансовую удавку и выжить ей можно было, лишь прогибаясь, прислуживая денежным мешкам, в Таисии взыграл "проклятый казачий характер" - она бросила все и уехала в Америку к дочери Александре нянчить внука. Ни к богатым, ни к просто хорошо обеспеченным американцам Таисию и Александру не отнесешь. Поэтому те деньги, что они вместе собрали и перевели землякам, они отрывали от своей семьи. Да, собственно, как со слезами на глазах говорила Татьяна Бутенко, "недороги те деньги, но дорого то, что о нас не забывают".

В детском садике, где проходила эта трогательная церемония, Василий Балдицын зачитал станичникам письмо Таисии Суворовой. Все оно буквально дышит неизбывной любовью к своей малой родине: "Но всегда - всегда! - я встречалась со своей Подгорной так, словно в первый и последний раз ее вижу! Жизнь вот проходит, а любовь эта остается… Причем она нисколько не меньше. И люди, которых я знала, все так же дороги мне. Каждый по-своему..." "И конечно же я никого не забывала никогда. Другое дело, что возможности особой не было сказать всем отдельное спасибо за то, что мне повезло, что жизнь моя наполнена воспоминаниями о замечательных людях, с которыми прошла вся юность. Мои лучшие в мире учителя - Надежда Александровна Селиванова, Татьяна Петровна Бутенко, Елена Ивановна Ермакова, Елена Фёдоровна Бутенко... Мои школьные друзья, которых я не видела тыщу лет! Мои друзья постарше: Неля Маронова, Тая Капнинова, Тая Почикайлова (Белоусова), Лариса Земцева... О ком-то знаю больше, о ком-то - ничего!"

Так вот Таисия Васильевна, обо всех сразу мы вам не поведаем, а подруга Ваша, Лариса Земцева - ныне директор Ставропольского академического театра драмы им. Лермонтова. А Александр Васильевич Монаков, с которым вы вместе росли и ходили в школу в Подгорной, - сейчас глава государственной территориальной администрации Георгиевского района, он вас прекрасно помнит.

Воспитанники детского сада, которым заведует крестница Таисии Суворовой, а впоследствии и ее близкая подруга Наталья Захарова, в красивых бальных платьях и костюмах показали нам концерт: танцевали вальс, испанский танец, исполняли хореографическую композицию под песню "Куда уходит детство", которую прекрасно пели Влад Шибалков и Даша Захарова.

Да-да, Таисия Васильевна, Даша - дочь вашей крестницы Натальи Захаровой. У нее вчера как раз был день рождения, ей исполнилось семь лет. Она предостаточно наслышана о тете Тае.

Все вас любят, все вам отвечают так же, как вы подписали свое письмо:

"До побачения!".

«"Сам Бог велит сделать что-то конкретное", -»
Газета «Ставропольская правда»
13 сентября 2002 года