06:00, 13 сентября 2002 года

Богатый урожай может... разорить ставропольских крестьян

Ситуация, действительно, сложилась аховая. Хозяйства, в прямом смысле слова засыпанные зерном, не знают, как сводить концы с концами. Многие вынуждены обращаться в банки о пролонгации кредитов, взятых под проведение прошлых посевных и уборочной. На расчетных счетах сельхозпредприятий зачастую нет ни копейки свободных денег. А впереди - весенний сев, который потребует немалых вложений. Именно этой теме и было посвящено совещание в правительстве СК, которое провел первый заместитель председателя правительства края - министр сельского хозяйства В. Гаркуша.

Конечно, идеальным вариантом решения этой непростой задачи могла бы стать государственная поддержка зернопроизводителей, как это сделано во многих европейских странах, где стараются предотвратить кризис перепроизводства зерна. В России тоже предпринимаются подобные попытки, но пока, к сожалению, робкие. Предполагается, что из интервенционного зернового фонда в этом году будет выделено 5 - 7 миллиардов рублей на закупку зерна нового урожая. По словам В. Гаркуши, Ставрополье может получить лимит в 200 - 300 тысяч тонн.

Точные цифры станут известны после заседания правительства РФ, которое состоится 19 сентября и обсудит как раз вопрос зерновых интервенций. В любом случае, выделенных лимитов, конечно, будет недостаточно для того, чтобы полностью снять напряжение на зерновом рынке. И тем не менее есть надежда, что эта мера в какой-то степени стабилизирует цены на зерно, поднимет их до оптимального "дееспособного" уровня - к примеру, если продовольственная пшеница третьего класса будет продаваться как минимум по 2400 рублей за тонну. Предлагаемая же сегодня цена - 1800 рублей. В прошлом году, напомним, было на тысячу рублей больше.

Подобная ситуация нынче сложилась во многих регионах России, страдающих от перепроизводства зерна. А везти в дальние районы страны, где в нем есть потребность, весьма накладно. Один железнодорожный тариф съедает треть стоимости зерна. К примеру, Челябинск готов взять хоть сегодня у края крупную партию твердой пшеницы для макаронной промышленности, но по низкой цене. А учитывая транспортные расходы, вместо прибыли выйдут одни убытки. Оптимальным же вариантом, по мнению многих хозяйственников, было бы снижение размера железнодорожного тарифа на 30 процентов.

Другим серьезным препятствием транспортировки зерна являются высокие таможенные пошлины. В результате зерно из того же Ставрополья самовывозом уходит в Северную Осетию, а уже оттуда - контрабандой в Грузию, Армению, Азербайджан, другие страны ближнего зарубежья, где ощущается хлебный дефицит.

Продавать выращенный урожай местным хлебопекарным предприятиям хозяйства пока не торопятся, да и особо не желают. "Покажите мне хотя бы один магазин, где понизили цену на хлеб, в то время как хлебозаводы покупают зерно по новой, более низкой, чем прежде цене", - заметил председатель колхоза имени Ворошилова Труновского района В. Свиридов.

В наваре сегодня остаются все, кроме самих селян. А желающих, как говорится, воспользоваться моментом немало. Причем заезжие купцы знают куда ехать - в более слабые хозяйства, которым ничего не остается, как идти на кабальные условия. Ряд фирм требуют, например за литр солярки от 3,6 до 3,9 килограмма зерна. В последнее время многие хозяйства избавились от бартерных сделок, снижающих прибыль. Но в сложившихся условиях, при всем нежелании, видимо, придется задействовать и эти схемы.

Начальник управления сельского хозяйства Советского района А. Ярыгин предложил всем сельхозтоваропроизводителям края проявить солидарность: не продавать зерно, пока на него не будет достойной цены. И выйти с такой же инициативой к соседям - краснодарцам и ростовчанам. Коль Юг Руси традиционно считается житницей страны, то он и должен диктовать цены на зерно, а не Москва. Однако при всем желании достичь такого "единогласия" будет не так-то просто. Не за горами сев зерновых. Надо как-то запасаться горючим и удобрениями. А хозяйств, где они имеются в достатке, не так уж много.

Вся беда сельскохозяйственного рынка в том, что не научились еще продавать все выращенное, даже, если оно отличного качества. Особенно "хромает" внешняя торговля. В 1913 году Россия по объемам экспорта зерна занимала первое место в мире. Сегодня - "плетется в хвосте". Ставрополье по объемам вывозимой зернопродукции занимает одно из последних мест на юге России. В прошлом году объем экспорта составил всего 66 тысяч тонн. Причем вывозом занимаются не ставропольские фирмы, а заезжие - московские, прибалтийские. Портовый терминал в Новороссийске, некогда закрепленный за Ставропольским краем, в 1997 году был распродан мелким фирмам. Теперь же попасть в Новороссийск очень сложно. Очередь на загрузку зерновых терминалов - на несколько месяцев вперед. В крае по большому счету экспортом зерна попросту некому заниматься. Нет специализированной торговой биржи, как во многих других регионах страны.

Определенные надежды все же дает недавний визит ставропольской делегации в Иран, являющийся одним из основных покупателей российского зерна. Это государство заинтересовано и в поставках сельскохозяйственной продукции со Ставрополья.

В лучшие экономические времена основным потребителем зерна было животноводство. Если сейчас в России ежегодно производится 85 миллионов тонн зерна, то раньше - 127 миллионов, которых не хватало - приходилось завозить из-за рубежа. Сегодня в крае сложились хорошие условия для развития животноводства. Та же тонна зерна, пропущенная через молочное или мясное животноводство, принесет двойную прибыль.

Заместитель министра сельского хозяйства СК Н. Дорохин считает, что хозяйства в этом году смогут обменять часть урожая на племенное поголовье. Особенно если учесть, что в Ленинградской, Московской областях, где были пожары, отмечается недобор кормов. Хозяйства этих регионов наверняка пойдут на активную продажу своей животноводческой продукции.

Один из вариантов реализации зернопродукции на совещании подсказали представители Сбербанка России. В эти дни во многих его отделениях Северо-Кавказского региона, что называется, толпятся желающие закупить зерно для спиртовой промышленности и готовые приобрести его, в том числе и на Ставрополье.

По прогнозам специалистов, цена на зерно повысится и стабилизируется уже в ноябре, когда полностью завершится уборочная в стране и пройдут торги интервенционных зерновых закупок. "Кто придержит зерно до этого времени, тот в январе получит свое", - дал совет первый заместитель министра сельского хозяйства СК Ю. Белый. Предстоящая посевная потребует 370 млн. рублей. Минсельхозом сейчас прорабатываются все варианты, чтобы помочь хозяйствам с проведением этой важной аграрной кампании. Есть договоренность с ЮКОСом, который готов работать с сельхозпредприятиями с помощью вексельных кредитов. Подобный вопрос сейчас прорабатывается с ЛУКОЙЛом.

Ожидается также, что на предстоящем заседании правительства России в числе прочих будет принято решение о снижении железнодорожных тарифов на 20%, что облегчит транспортировку зернопродукции особенно в дальние регионы, а также в страны ближнего зарубежья, где ждут ставропольское зерно.

* * *

На совещании был представлен новый советник губернатора края по вопросам сельского хозяйства. Им назначен Г. Скарга, в прошлом глава Кочубеевской государственной районной администрации.

«Богатый урожай может... разорить ставропольских крестьян»
Газета «Ставропольская правда»
13 сентября 2002 года