06:00, 10 сентября 2002 года

Даже резиновые лодки подлежат регистрации

С первого июля в России вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, то лучше новации из области административного права узнавать в теории, нежели знакомиться с ними на практике, платя значительные штрафы. О нововведениях, которые касаются автолюбителей и бизнесменов, уже рассказывалось на страницах "СП". Сегодня же мы выясним, что должны знать владельцы лодок, катеров и других плавсредств грузоподъемностью свыше 250 килограммов. Корреспондент "СП" встретился с заместителем начальника Государственной инспекции по маломерным судам по СК Владимиром ГВОЗДЕНКО.

- Хотя Ставрополье и считается степным краем, но у нас зарегистрировано свыше четырехсот судов - гребных и моторных лодок, яхт и гидроциклов (водных велосипедов с моторами), - сообщил Владимир Николаевич. - Однако эту цифру можно увеличить минимум втрое, поскольку не все владельцы маломерных судов регистрируют их.

- А зачем регистрировать, если можно спокойно плавать на лодке и без постановки на учет?

- Регистрировать маломерные суда необходимо, чтобы не нарушать действующее законодательство. Любой нормальный и законопослушный гражданин не будет, например, ездить на автомашине, которая не стоит на учете в ГАИ и не имеет номерных знаков. Точно так же обстоит дело и с судами - инженерными сооружениями, способными нести груз и людей. Регистрации подлежат даже двухместные резиновые лодки. Исключение составляют байдарки и гребные суда грузоподъемностью до 150 килограммов. Кроме того, благодаря регистрации лодку или катер можно будет найти, если ее угонят у владельца. И еще: во избежание несчастных случаев на воде - а они, как известно, часто заканчиваются гибелью людей - необходимо, чтобы лодка, катер или парусное судно каждый год проходили у инспекторов ГИМС технический осмотр.

- И какие санкции предусмотрены для нарушителей новым Административным кодексом?

- Выросли размеры штрафов. Раньше самый крупный штраф был 50 рублей, а теперь, если судно или мотор не зарегистрированы в ГИМС, придется заплатить от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. То есть от 500 до тысячи рублей. Такие же штрафы положены, если судном управляют в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме того, подобный штраф, согласно ст.11.12 КоАП РФ, можно наложить и на директора базы отдыха, если у ее причала стоят незарегистрированные лодки и маломерные суда. Меньшие штрафы предусмотрены за нарушение установленной скорости движения, нанесение бортовых знаков и швартовку (парковку) в неустановленном месте - от трех до пяти МРОТ.

Согласно статье 11.10 КоАП РФ запрещается выходить на воду, если на маломерном судне нет спасательных средств - жилетов, "нагрудников" и кругов. Причем они должны быть фабричного производства и выкрашены в оранжевый цвет. За нарушение этого порядка предусмотрен штраф до десяти МРОТ.

- А как инспектору ГИМС отличить нарушителя от законопослушного гражданина?

- На каждое зарегистрированное судно должен быть нанесен контрастной краской бортовой номер. Если его нет, инспектор сразу видит - перед ним нарушитель. Поскольку инспектор ГИМС на воде выполняет такие же функции, как и работник ГАИ на дороге, он вправе остановить любые лодку, яхту или катер и проверить у ее владельца судовой билет и удостоверение на право управления маломерным судном. Когда нарушитель отказывается подписать протокол о нарушении и добровольно следовать в ближайший пункт милиции, инспектор имеет право применить спецсредства. А задержанное судно будет отправлено на штрафную стоянку.

- Возможно, люди уклоняются от регистрации судов из-за того, что эта процедура хлопотная и дорогостоящая?

- Ничего подобного. Регистрация займет один день. Владельцу лодки нужно обратиться на ближайшую спасательную станцию. У нас в крае их 12, и поэтому каждая из них обслуживает несколько районов. За первоначальную постановку на учет моторной лодки надо заплатить 360 рублей, гребной - 170. За технический осмотр - половину от этой суммы. Так что соблюдать закон - дешевле.

«Даже резиновые лодки подлежат регистрации»
Газета «Ставропольская правда»
10 сентября 2002 года