06:00, 6 сентября 2002 года

Шекспировская сцена Кавказа

Так среди профессионалов российского театра много лет называют Академический Русский театр им. Е. Вахтангова Республики Северная Осетия-Алания. "Звание", заслуженное более чем вековой творческой биографией (театр основан в 1871 году), богатыми традициями и славными именами.

Совсем скоро, через неделю, в Ставрополе можно будет увидеть спектакли Владикавказского коллектива - они пройдут в рамках плановых обменных гастролей: в это же время, с 15 по 21 сентября Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова покажет свои работы владикавказскому зрителю. Событие, без преувеличения, неординарное. Ведь мы за последнее десятилетие успели, увы, отвыкнуть от ранее привычных регулярных приездов самых разных театров, от столичных до дальневосточных. Экономические и прочие перемены тяжело отразились на динамике театрального процесса на пространстве бывшего СССР. И вот начинается постепенное восстановление добрых гастрольных традиций - на радость и самим театральным коллективам, и, конечно, публике.

В хорошо забытом старом всегда можно найти элемент новизны, не правда ли? Думаю, ставропольские театралы помнят приезд семь лет назад Русского театра Владикавказа, хотя тогда это был один-единственный спектакль в большой программе фестиваля театров Северного Кавказа "Русская классика", посвященного 150-летию Ставропольского театра драмы. Но все же семь лет достаточно большой срок, и потому нынешняя встреча - это как бы знакомство заново.

О поистине замечательной истории театра и его интересном сегодняшнем дне мне рассказали приехавшие предварительным "десантом" в Ставрополь замдиректора по работе со зрителем Марина Иванова, заведующая литературной частью Марина Васильева и главный администратор Людмила Савельева. (Основной состав труппы подъедет позже.)

Если оглянуться немного в историю, то окажется, что есть нечто вечное, что роднит два города - Ставрополь и Владикавказ, более двух столетий остающихся важными форпостами России на Кавказе, форпостами не только геополитическими, но не менее того - культурными, духовными. Хотя крепость Владикавказ появилась позже Ставропольской и театр там моложе нашего на четверть века, у нас очень много общего. Оба города "смотрят" на Кавказ, оба театра открывались одним спектаклем - "Маскарад" Лермонтова... Объединяет нас имя Коста Хетагурова, издававшего в Ставрополе журнал и расписывавшего стены кафедрального Андреевского собора, а затем во Владикавказе выполнявшего декорации ко многим театральным постановкам. Ставропольский театр открывает гастроли в Осетии спектаклем "Белая гвардия" М. Булгакова, первые пьесы которого в 20-е годы ХХ века увидели свет именно на сцене Владикавказа, где в ту пору жил писатель. И, наконец, еще одно имя, ставшее эпохой в истории отечественного театра, - имя Евгения Вахтангова, знаменитого сына Осетии, сегодня неразрывно связано с театром, в котором он делал свои первые сценические шаги, приведшие к всемирной славе несравненной "Турандот"...

Владикавказский Русский театр, как и многие другие, в полной мере испытал гастрольный голод последних лет, не считая редких выездов на театральные фестивали - в Йошкар-Олу, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Москву. Кстати, участие в каждом таком фестивале принесло коллективу дипломы и признание. Полноценные же гастроли оставались несбыточной мечтой. При том, что в республике очень ценят работу театра, буквально на днях завершен капитальный ремонт, обновивший историческое здание в центре Владикавказа. Но на гастроли средства найти сложнее. Идея творческого обмена сразу трех театров региона (кроме Ставропольского и Владикавказского, участвует еще Пятигорская оперетта, о чем - позднее) пришлась всем по душе. И вот уже на улицах Ставрополя появились афиши с репертуаром, который нам предлагает коллектив из Осетии.

Эту афишу (а всего будет показано четыре спектакля для взрослых и два - для маленьких зрителей) открывает постановка "Василисы Мелентьевой" А. Островского, той самой, о которой так похвально отозвалось жюри российского фестиваля, посвященного творчеству Островского. Вообще надо сказать, что Русский театр Владикавказа традиционно верен драматургической классике, и отечественной, и зарубежной. В той же "Василисе Мелентьевой" - такие страсти человеческие и политические кипят, что времена Ивана Грозного и сейчас смотрятся с огромным интересом. Как и купринская "Яма", которую тоже увидят ставропольцы. Другая, близкая нам по времени эпоха отечественной пьесы - "Аккомпаниатор" А. Галина, с болезнями и лирикой сегодняшнего дня. Поклонникам французской комедии с присущими ей юмором, легкостью и особым лиризмом предлагается спектакль "Игры взрослых парижан" М. Митуа. Как видите, представлены разные авторы, жанры, эпохи. Что проявляется и в формировании детского репертуара, с диапазоном авторов от Пушкина до Линдгрен.

В театре также традиционно культивируется сочетание драматургии авторов разных народов: ведь Владикавказ - город более сотни национальностей. Владикавказская публика встречает эти опыты с чрезвычайным пониманием и одобрением, а творческой палитре театра это, безусловно, только прибавляет новых красок и эмоций.

Персональный состав труппы театра - монолитный тандем представителей нескольких актерских поколений, верных родной сцене и родному городу. Это ветераны сцены заслуженные артисты Северной Осетии Валерия Хугаева и Вячеслав Вершинин, это актеры среднего поколения народные артисты Северной Осетии Наталья Серегина и Николай Поляков, заслуженные артисты республики Любовь Дворникова и Виктория Галетина, и еще десятки имен по-настоящему талантливых людей, из которых и складывается загадочный, волшебный организм под названием "театр"... Любопытная деталь - в театре есть "играющий" директор, заслуженный артист Северной Осетии Владимир Уваров... А чтобы театральный организм постоянно подпитывался свежими силами, думают и о молодой смене. Так, сейчас в московском Щепкинском училище действует "своя" осетинская студия, где уже второй год проходят столичную школу мастерства 21 человек! Пожалуй, в этом плане ставропольцам есть чему позавидовать, а может быть, и последовать за соседями. Ведь и для нашего театра проблема качественного омоложения актерского состава - одна из главных. О будущем театра надо думать постоянно, и, очевидно, власти Северной Осетии это хорошо понимают. Как рассказали мои собеседницы, президент республики А. Дзасохов всегда очень внимателен к судьбам культуры вообще и театра в частности, а это, разумеется, сказывается на отношении к нему остальных уровней власти.

C большой теплотой в коллективе вспоминают известного генерала Шаманова, который, служа на Кавказе, постоянно бывал не только на спектаклях, но близко общался с актерами, приглашал театр в воинские части, а став губернатором Ульяновской области, не забыл своих друзей во Владикавказе, пригласил их показать в Ульяновске полюбившийся ему спектакль "Так и будет" по К. Симонову. Что они и сделали с большим успехом. А основная-то идея спектакля, тронувшая душу военного человека, - "людям надоела война". Удивительное дело - современная молодежь приняла его всем сердцем! Вообще, молодежь составляет весьма значительную часть владикавказских театралов, и ей, получается, интересно все - и "устарелая" классика, и модерн, и "простенькая" комедия, и серьезная социальная драма. Что и говорить, если в театр идет молодой зритель - у театра есть будущее, есть перспектива. Здесь вообще практически не знают пустого зрительного зала, причем так продолжалось даже в сложнейший для Северной Осетии период начала 90-х годов. Вокруг были тревога и страх, а люди в этой нравственно тяжелой, казавшейся тогда неразрешимой ситуации искали духовной опоры в театре. И находили эту опору, о чем в труппе сегодня вспоминают с заслуженной гордостью.

Конечно, гости рассчитывают на успех и у ставропольской публики. Есть в связи с этим вполне понятное волнение, но помогают добрые воспоминания о предыдущей встрече. Тогда, семь лет назад, в Ставрополе на спектакле владикавказцев были самые настоящие овации. А ставили они, между прочим, тоже Островского - "Бедность не порок". Пусть имя Островского послужит им счастливым талисманом. Как, впрочем, и другие имена, навеки связавшие судьбы наших городов: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Хетагурова... Хотелось бы верить и в то, что открывающиеся после столь долгого перерыва обменные гастроли станут первой, но не последней страницей в новой гастрольной летописи, что мы, зрители, получим и в дальнейшем возможность встречаться с интересными творческими коллективами, а актеры - показывать свое творчество новой публике, покоряя новые города и сцены. Давайте скажем друг другу - "В добрый час!".

Репертуар гастролей театра

«Шекспировская сцена Кавказа»
Газета «Ставропольская правда»
6 сентября 2002 года