В городском "министерстве" культуры, которое на официальном языке именуется управлением культуры администрации города Ставрополя, хороший анекдот любят и ценят. Как, впрочем, во всех бюджетных организациях, живущих по закону истинно российского парадокса: самые интеллигентные люди в нашей стране исконно пробавляются на рабочих местах в тех сферах, где требования к знаниям, умениям и духовности самые высокие, а жалованье – ниже не бывает. Это я заодно об образовании, здравоохранении, государственных учреждениях искусства и так далее вспомнил. Но не будем о грустном. Ведь сегодняшний наш разговор с начальником управления Ольгой Рецевой и ее заместителем Натальей Мальцевой проходит в канун 225-летнего юбилея краевого центра, а потому больше располагает к обсуждению тем приятных. Итак, городская культура сегодня покоится на четырех "китах". Немного – обо всех.

Книги

Центральная библиотечная система города состоит из восемнадцати библиотек. Было время – библиотека была отдушиной для любителей чтения, особенно тогда, когда книги не покупали, а доставали. Ныне – покупай, что хочешь. Но цены... Любителям словесности, которым прежде приходилось налаживать контакты с библиотекарями, чтобы получить доступ к толстым журналам или редкому изданию, теперь приходится затягивать пояса, чтобы отложить средства на необходимую покупку или... вновь записаться в библиотеку. Выравнивается положение. И по-прежнему в читальных залах и на абонементе масса учащейся молодежи. Учебная литература дорога, а в библиотеке все программное есть. Помогла пополнению библиотечных фондов и акция "подари городу книгу". Порой оторопь брала, какие ценные экземпляры ставропольцы решили передать в общее пользование. Но главной проблемой остается финансирование новых закупок. Увы, здесь пока остается надеяться на лучшее. Нет денег в бюджете, но есть спонсоры, которых находят и исполнительная власть, и депутаты городской Думы. Последние – что радует – частенько бывают в библиотеках в своих округах. Разработаны и некоторые способы оказания платных услуг, которые дают определенный доход, часть его направляется на приобретение новых печатных произведений. В общем, в управлении культуры полагают, что и в этой сфере наступила некоторая оттепель. И народ, и властные структуры повернулись лицом к теме библиотек.

Кино

Это ЦДК "Октябрь" с его филиалами "Пионер", "Чапаевец", "Мир", которые удалось сохранить до сегодняшнего дня. "Орленок", который находится в грустном состоянии, но, слава Богу, он есть, не потерян, и в центре города имеется детский кинотеатр, и существует надежда, что мы будем жить. Есть определенные договоренности со столицей, которые позволяют надеяться, что скоро в "Октябре" появится новое оборудование, с пуском которого в городе заработает современный кинокомплекс. Принимает участие в этом деле и городская Дума, благодаря которой удалось получить серьезный кредит. На эти деньги тоже приобретено новейшее оборудование, которое уже работает. Все эти вложения, как полагают в управлении, наш вклад в возрождение отечественного кино. (Надоели дешевые иностранные поделки). И надежда на это – реальна. Поскольку в планах прокат лучших российских фильмов. Кстати, в планах и преобразование "киношек" в настоящие культурные центры отдыха, где будет не только просмотр кинолент.

Музыка

Пожалуй, в этом разделе можно было бы оставить всего несколько слов, а именно: органный зал и "Кантабиле". Эти, как принято было говорить в недавнем прошлом, "очаги культуры" действительно собирают на свои огоньки множество ставропольцев. Их концерты давно уже стали своеобразными клубными встречами любителей классической, тихой музыки. Кстати, "Кантабиле" готовится отметить десятилетний юбилей, и перспективы у него самые серьезные. А маститых музыкантов уже подпирают выпускники четырех городских музыкальных школ и музыкального училища (ну и что, что это государственное учреждение?), которые хотят и могут играть настоящую музыку. Кстати, Ставрополь, несмотря на свою кажущуюся провинциальность, едва не ежегодно дает миру победителей в различных исполнительских конкурсах.

Живопись

Немало потенциальных мастеров кисти проходит и через городскую художественную школу. Им есть, кстати, куда обратить свои взоры в поисках достойного примера. Допустим, на полотна Павла Гречишкина, которые хоть и находятся в краевой галерее, остаются даром художника родному городу. Что касается художественных салонов, то, увы, имеющиеся не очень соответствуют потребностям потенциальных клиентов, кроме тех, что держат профессиональные сообщества живописцев. Но в городском управлении культуры уверены: время таких салонов придет. Потому что живая картина уже востребована на Ставрополье.

Михаил ЦЫБУЛЬКО