Скоро Ставрополь отпразднует свою очередную годовщину со дня рождения – ему исполнится 225 лет. О том, что этот день близок, свидетельствует активизация самых различных служб города и прежде всего ЖКХ, стремящихся сделать красивее (или отремонтировать) фасады зданий, дороги, улицы, парки, памятники. Одним словом, "лицо" Ставрополя похорошеет, что, конечно, создаст праздничное настроение. Но это внешняя сторона дела. Сегодня в большей степени людей интересуют проблемы, связанные с экономическим развитием краевого центра, от чего зависит благосостояние самих горожан. На эту тему мы беседуем с первым заместителем главы администрации Ставрополя Ю. Плотниковым.

– Юрий Владимирович, в последний год городу крепко досталось от краевых властей, предъявивших массу претензий – от благоустройства до расходования бюджетных средств. У кого-то может создаться впечатление, что Ставрополь совсем захирел...

– Претензии краевого правительства, отраженные в справке комплексной проверки – эту справку, кстати, публиковала "СП", – справедливы. Мы работаем над устранением недостатков. Другой вопрос, что решить массу накопившихся проблем за короткий срок, конечно, не удастся.

И тем не менее город отнюдь не хиреет. Наоборот, нас радуют экономические показатели его развития в первом полугодии. Вот цифры: темпы промышленного производства в Ставрополе увеличились до 13,9%, это гораздо больше, чем в целом по стране – 4-5%. Если говорить о Южном федеральном округе, то нас чуть-чуть – на десятую долю процента – обошел лишь один город – Краснодар.

Прибыль крупных и средних предприятий Ставрополя возросла в полтора раза.

– Не за счет повышения цен?

– Нет, в городе отсутствуют монополисты, которые могли бы диктовать цены. Прибыль возросла за счет наращивания объемов производства, конкурентоспособной продукции, в первую очередь, здесь можно выделить такие предприятия, как "Сигнал", "Ставропольмебель", "Ставропольская биофабрика", "Нептун", "Молкомбинат "Ставропольский", "Стапри", "Изумруд", "Алерген", "Монокристалл". Кстати, последний успешно поставляет свои искусственные сапфиры на Запад, таких заводов в мире всего три.

– Увеличение темпов промышленного производства до 13,9% – это просто "большой скачок". За счет чего он достигнут? Может быть, мы не знаем о каких-то крупных инвестициях?

– Здесь нужны серьезные исследования. Отчасти объяснение заключается в том, что предприятия Ставрополя – разноплановые, если говорить о спектре производимой продукции. У нас нет градообразующих заводов, как, например, "Азот" в Невинномысске: лихорадит его – и город недобирает деньги в бюджет.

Ставрополь просто обязан был "рвануть" вперед, и, кстати, подобный бум переживали Астрахань и Ростов. Нам еще бы годик-другой поработать в таком режиме, но для поддержания нынешних темпов нужны солидные инвестиции, в которых ощущается острый недостаток.

Следует признать, что наиболее заметные в плане инвестиций предприятия (рост более чем в три раза) – "Монокристалл", "Молкомбинат Ставропольский", "Стапри", "Изумруд" – в основном использовали собственные средства или кредиты банков.

– Но ведь и город субсидирует процентные ставки по кредитам, выдаваемым многим предприятиям.

– Не только город, но и край. Из краевого бюджета финансируется таким образом до 50% наших предприятий, обратившихся за помощью, но, к сожалению, на эти цели выделяется не так много средств, как хотелось бы. В этом году из городского бюджета – только 3 миллиона. Городской бюджет погашает три четверти учетной банковской ставки (проценты) по кредитам, которые выдаются предприятиям на конкурсной основе. Эта помощь – безвозмездна.

Ранее город субсидировал предприятия, которые через определенное время возвращали средства. Но все равно это было им выгодно. За счет такого кредитования мы, например, помогли нарастить производство пивзавода. Он теперь очень уверенно чувствует себя на рынке, где полно конкурентов. Наша мечта – этих конкурентов потихоньку вытеснить, потому что выгоднее бюджету иметь своего плательщика акцизов, который, к слову, может увеличить производство в 2-3 раза. В планах – строительство "пивных городков", обустроенных заведений, в т.ч. с саунами, где можно культурно отдохнуть.

– Юрий Владимирович, рост промышленного производства отразился на зарплате рабочих?

– Конечно, в сторону увеличения. На крупных предприятиях зарплата поднялась в 1,5 раза. Еще добавлю, что бюджет Ставрополя справился с увеличением зарплаты бюджетникам – в 1,9 раза, мы вовремя выплатили отпускные учителям, которые, кстати, теперь получают зарплату два раза в месяц.

Думаю, что стабилизировалась и ситуация с безработицей. Работа сегодня есть – было бы желание. На учете в службе занятости сейчас чуть более 3000 человек, но в то же время заявок от предприятий на рабочие руки – свыше 4000.

– В свое время, при прежнем руководстве Ставрополя, была очень популярна тема о том, что город-донор зарабатывает деньги, а край их "изымает" – больше, чем положено по нормативам. Теперь эта проблема, после ухода М. Кузьмина, уже не актуальна?

– Эта проблема актуальна для любого города-донора. Конечно, хочется отдать краю как можно меньше, чтобы больше средств осталось на нужды "своей" территории.

Но, с другой стороны, мы должны понимать, что край, получая средства от территорий-доноров, не прячет их под подушку, а перераспределяет среди дотационных, отсталых в экономическом смысле районов, в основном сельских. Если мы им не поможем – с ремонтом школ, клубов, больниц, водопроводов и т.д., – то эти районы очень быстро превратятся в трущобы с деградирующим населением. А куда бегут необустроенные безработные селяне? В города...

Так что с краем надо делиться в обязательном порядке, экономический рост позволяет. Грех жаловаться, наполняемость бюджета радует, хотя он и был принят в этом году весьма напряженный. Мы даже увеличили его на 100 млн. рублей против тех цифр, которые нам просчитал край. Но даже и эти показатели уже – по итогам полугодия – перевыполнены почти на 50 миллионов.

Город дал краю порядка 176 млн. сверхплановых доходов, т.е. без учета определенных обязательных нормативов отчислений.

– А что дал городу край?

– Край тоже участвует в жизни Ставрополя, финансируя многие его программы – например, "Диабет", по ЖКХ, дорожному строительству, где намечен большой проект по строительству Юго-западного объезда – на 28 млн. рублей. Впрочем, подобные программы реализуются и на других территориях.

– Юрий Владимирович, как у жителя Ставрополя у меня личная претензия, которая, уверен, имеется у всех горожан. Как решается проблема с транспортом? Ведь утром и вечером с трудом протискиваешься в автобус или троллейбус, а маршрутные такси, кажется, вообще работают по непонятному графику: то их много, то мало. На одном маршруте – их явный перебор, на другом – очевидный дефицит...

– Транспорт – это наша беда, изношенность парка дошла до 80%, т.е. ресурс исчерпан. Поэтому городская Дума приняла специальную программу, рассчитанную на три года, которая стоит 180 млн. рублей. В соответствии с этой программой уже куплено 18 троллейбусов, причем на льготных условиях – первый взнос 20%. На этих же условиях завод "Волжанин" поставит 10 автобусов уже в этом году. Парк будет пополняться и в последующие годы.

Что касается маршрутных такси. Сегодня они работают по договорам с посредническими фирмами. Город это не устраивает, он сам будет заключать с водителями и владельцами машин договоры на перевозки. Посредникам посланы уведомления, чтобы они в течение 10 дней расторгли ранее заключенные договоры с маршрутниками. Посредники должны уйти и из сервиса: водитель сам вправе выбирать, где ему обслуживаться.

Администрация города также намерена провести исследования по количеству перевозок, оценить маршруты и степень необходимости их использования, укрепить диспетчерскую службу. Эти вопросы будем решать поэтапно.

– Какие самые "болевые точки" Ставрополя можно назвать, что мешает его развитию?

– Самая большая проблема – градостроительство. Ставрополь сегодня, к сожалению, застраивается в хаотичном порядке. Дело в том, что генплан застройки, существовавший в советское время, когда все объекты возводились за счет государственных инвестиций, – безнадежно устарел, а новый так и не был принят. Чтобы его принять, необходим ряд предварительных дорогостоящих процедур. Например, разработать геоинформационную систему, создать единую базу нахождения газо- и водопроводов, различных коммуникаций. Чтобы была единая картина, а застройщик мог обратиться за согласованием в "одно окно" – в администрацию – и не бегать по различным МУПам. Эта работа уже начата, профинансировано 1,5 млн. рублей.

Нужна новая аэрофотосъемка Ставрополя, чтобы можно было заказывать пообъектный план застройки города – где спальный район, где промышленный, где комплексы отдыха и т.д. Аэрофотосъемка стоит 12 миллионов, и поскольку край попал в эту федеральную программу, город может рассчитывать на финансирование.

А сколько других "болевых точек", о которых-то и говорить порой стыдно... Например, я с удивлением узнал, что в Ставрополе, в краевом центре, 60% улиц не заасфальтировано, а почти весь Октябрьский район "сидит" без канализации. Коммунальные сети изношены до предела, так же, как и техника, и оборудование, имеющиеся в распоряжении ЖКХ. Изношено 40% жилья, половина школ и детских дошкольных учреждений требуют капитального ремонта. Оставляет желать лучшего внешний вид фасадов, а кроме того, не нужно забывать, что Ставрополь – это город-памятник с превосходными образцами архитектуры и собственно историческими памятниками, требующими немалых затрат на ремонт.

– Вы нарисовали довольно мрачную картину. Сможет ли город самостоятельно справиться с названными проблемами и сколько "стоит" их решение?

– Содержание города, его благоустройство требуют примерно 1 млрд. рублей в год. Бюджет Ставрополя такие расходы, конечно, не потянет. Выход здесь может быть только один: раз уж Ставрополь – лицо края, его столица, и если мы хотим, чтобы это "лицо" было чистым и ухоженным и не пугало наших гостей, необходимо принять закон о статусе краевого центра. Так, как это делается в других регионах.

– Насколько известно, такой закон существует.

– Существует, но он во многом носит расплывчатый характер. Самое главное, там нет обязательств по финансированию краевого центра. А ведь под статус нужны конкретные деньги. Сейчас администрация Ставрополя готовит изменения и дополнения, которые мы бы хотели внести в закон СК о статусе краевого центра. Полагаем, что в "новом" законе должны фигурировать твердые 10% от годовой потребности по содержанию и обустройству города, это около 100 млн. рублей. Попытаемся решить этот вопрос в краевой Думе и надеемся, что депутаты и правительство края пойдут навстречу. Вот это будет настоящий подарок жителям Ставрополя ко Дню города.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО