06:00, 28 августа 2002 года

Некролог на помин экологии души

Это воскресенье снова стало днем кошек. Сначала разбушевался наш домашний любимец: ни в какую не хотел расчесываться и брезгливо тряс всеми четырьмя лапами, когда ему предложили сырой говядины. Потом на рынке встретились несколько котят, гревшихся то между разложенными шампунями, то возле чебуречной. А когда подходили к дому, заметили знакомую троицу взрослых кошек, давно "застолбившую" территорию рядом с колбасным ларьком. После того, как стемнело, коты привычно буянили в подъезде и под балконом.

Несложные размышления приводят к выводу: на одного мурлыкающего "домашнего" зверя, таким образом, пришлось не менее четырех-пяти уличных.

Но если кошачье бродяжничество как-то не особо бросается в глаза (разве что в уши, по ночам) - ходят себе и бродят независимые киски, то с собаками - совсем другое дело. Вот они, извечные спутники человека, так и не сумевшие за несколько последних столетий понять: отныне большинство "друзей собаки" перестали жить охотой. Что для многих верные псы более не опора в нелегкой жизни, а стали, скорее, игрушками, с которыми можно либо всласть забавляться, не обращая внимания на окружающих, либо сломать и выбросить.

Передо мной - два письма на одну тему. Оба пришли из региона Кавминвод. Почитаем?

Кисловодск. "Собака тогда друг, когда ее покоритель не вдруг, а всегда остается другом окружающих его людей... О счастье таком жильцы дома... и помышлять не могут, потому что уже пять лет им ни уснуть вовремя, ни спокойно пройти в квартиру нельзя. Ощущение такое, что живут они не в жилом доме, а в собачьем вольере. Попробуй, не уступи дорогу тому пуделю, что с лаем несется с четвертого этажа. А еще страшнее бывает, когда он встретит на лестничном марше тварь своей породы и начнет с ним выяснять отношения.

Жильцы уже привыкли в прямом смысле вляпываться в неприятности, оставляемые на лестничных площадках. Собакам в нашем доме все доступно и ничего не запрещено: недоступны только поводки и намордники, как предписывается решением городских властей. Все загажено".

Далее в письме содержатся нелицеприятные высказывания в адрес владельцев собак и городских чиновников, которые якобы никак не реагируют на жалобы жильцов на собачий беспредел. Например, такие: "Но зато (здесь следует имя и должность одной из сотрудниц представительного органа власти города) предложила любить собак и относиться к ним с особой любовью. И по ее настрою было видно, что у нее видно и чашка одна на двоих с пуделем".

Вот такая эпистола, в последних строках которой заодно достается и работникам домоуправления за то, что подъезды заплеваны, окна разбиты, двери сломаны...

Станица Ессентукская. "Мы, жители улицы... живем в одном дворе. Нас здесь, в нескольких домах, процентов девяносто пенсионеров. Живем, в общем, дружно, но ведь всегда найдется паршивая овца.

Появилась у нас во дворе собака с шестью щенками. От голода и непогоды не знала куда деваться. Пожалели мы все псину, поставили ей ящик, утеплили, начали подкармливать. Никому она, а тем более маленькие кутята, не мешали. Что касается санитарного состояния, то все было чисто, убиралось вовремя. Но вот полтора месяца спустя приехала пара молодцов, сказавшая, что их прислали из коммунального хозяйства, и отравили собак у всех на глазах, включая стариков и малых детей. Дали им отраву с лакомыми кусочками - и отбыли. Спустя некоторое время после отъезда этих "людей" собаки буквально начали кричать. Бегают по двору, тычутся в жильцов, просят помощи. А что можно сделать: дети их обнимают, плачут, старикам плохо. Этот кошмар продолжался часа три.

Неужели ТАК положено? Если уж есть такое правило, что забрать этих собак, почему они не увезли их с собой? Спросили мы об этом в коммунальном хозяйстве у (здесь следуют фамилия, имя, отчество чиновника), а она отвечает, что, мол, позвонила мне ваша соседка, вот я и выполнила ее просьбу".

Я специально убрал из текстов конкретные адреса и имена - подобное, готов держать пари с кем угодно, происходит везде. Две стороны одной медали. Причем замечу - рисунки на аверсе и реверсе выбиваем мы, люди. В этих штрихах есть все. И совершенно бестолковые, на мой взгляд, постановления властей о том, что, выгуливая своего питомца, россиянин обязан иметь в руках совочек, метелочку и пакетик. И не менее странные решения об отлове бродячих животных, которые - я согласен - представляют определенную опасность. И наши частные "pro" и "contra" относительно того, что правильнее - утопить приблудного котенка или умиляться, как наши маленькие дети ласково тискают это блохастое и лишаистое помоечное существо...

Но вот в чем закавыка: все наши частные диспуты на эту тему долгие годы (помните всесоюзную дискуссию про Белого Бима Черное Ухо?!) остаются сплошной болтовней и размазыванием, простите, носовых выделений. Что касается благих намерений властей, они традиционно не под-крепляются ничем, кроме стойкой уверенности наших избранников и их назначенцев, что стоит только народу скомандовать - и... Помилуйте, господа, вы что, не в России живете? Вы не видите, что дорогие ваши сограждане не пересекают дорогу на красный свет или не втискиваются в переполненную маршрутку в скрюченном виде (что, согласитесь, куда опаснее, чем ступить ногой в некую субстанцию) только тогда, когда у них выработан стойкий условный рефлекс: вот в этом месте подобного делать нельзя, потому что тут - за кустом - милиционер стоит.

Я это все к тому, что не припомню что-то, чтобы видел в жизни своей хоть раз абсолютно картину законного и предопределенного неоднократными решениями властей взимания штрафа с владельца собаки, чья псина бродит себе без намордника или поводка.

Кстати, о том, что регулирование содержания домашних животных - выгодное дело, косвенно свидетельствует развитая система отлова домашних животных в других странах. Их там не травят, не стреляют на глазах дошколят из винтовок, а отлавливают и определенное время содержат в специальных вольерах, откуда их могут забрать хозяева (ну, бывает - сбежал любимец!), заплатив при этом солидную сумму, которой хватает на содержание местных "собачников", да и в бюджет что-то капает. У нас же почему-то в это дело если и идут, то исключительные шариковы по призванию. Видно, действительно, давно уже ущербна экология российской души.

Так что же делать, спросите вы? Да людьми быть. Людьми, которые числятся таковыми не только потому, что ходят на двух ногах и умеют матом разговаривать.

«Некролог на помин экологии души»
Газета «Ставропольская правда»
28 августа 2002 года