06:00, 16 августа 2002 года

Вымолви Адам: "Прости, Господи!", и род человеческий пребывал бы в раю

Так считает в прошлом убежденный атеист, а ныне один из ведущих православных ученых России иеродиакон Киприан.

Наша справка. Иеродиакон Киприан (Ященко) - руководитель рабочей группы Координационного совета по взаимодействию Министерства образования России и Московского патриархата Русской православной церкви, председатель правления Центра педагогических исследований "Покров", главный редактор газеты "Воскресная школа", кандидат педагогических наук.

Он сразу притягивает взгляд: в белой рясе, огромный, с окладистой седой бородой. Этакий эпический старец-ведун. А когда я услышал, как раскованно, образно, то и дело прерываемый аплодисментами зала, он говорил с трибуны о весьма серьезных для нашего Отечества проблемах духовно-нравственного воспитания детей и подростков, подумалось: этому священнослужителю можно начистоту выложить свои сомнения - не надуется, не встанет в позу оскорбленного.

Так и вышло: несмотря на недосып и усталость после дальней дороги и долгого сидения в президиуме, почетный участник Свято-Феодосиевских чтений, что на днях проходили в Минеральных Водах, иеродиакон Киприан больше двух часов терпеливо отвечал на мои вопросы, разъяснял, оспаривал. Полагаю, фрагменты нашего разговора будут небезынтересны всем, кто хоть единожды крепко задумывался о смысле своей жизни.

- Чтобы по ходу беседы не возникало недоразумений, сразу оговорюсь: в общепринятом понимании я человек неверующий. Надеюсь, вас это не отвратит?..

- Каждый проходит разные стадии в своей духовной жизни. Атеизм - это тоже форма религиозного исповедания. Но без Бога, против Бога. В основе многих научных доктрин лежит некий постулат, который не доказывается, а просто принимается на веру. И уже на его основе разворачивается вся система доказательств. Так и здесь: человек принимает на веру постулат безбожия и уже на его основе строит систему так называемого научного атеизма. При этом доказать, что Бога нет, он не может.

- По-моему, сегодня для власть имущего быть атеистом не менее опасно, чем верующим в пору безраздельного господства КПСС. Я лично знаю несколько глав администраций, депутатов, которые в дни праздников исправно ходят в церковь, хотя на самом деле в Бога не верят.

- Вы преувеличиваете. Я, например, знаю, что на Свято-Феодосиевские чтения владыка Гедеон пригласил всех: и администрацию края, и обе территориальные администрации. Откликнулось не так много людей. Ну и что? Кто осудил тех, которые не откликнулись на приглашение?

И вообще не стоит категорично судить о других людях. Вера может быть разная. У одного она возникает в форме некоего сомнения, у другого - в переломные моменты жизни, у третьего - под влиянием постигших несчастий.

Я знаком с бывшим дальневосточным губернатором Ноздратенко. Человек неверующий, ярый. Как говорится, и Бога не боится, и людей не страшится. Но когда самолет, на котором он летел, не мог приземлиться и были испробованы уже все варианты, Ноздратенко позвонил владыке Вениамину, попросил помолиться за него. Как видите, в самый отчаянный момент человек обратился к Богу. Владыка сам встал на молитву, и самолет с губернатором благополучно приземлился.

- Согласен: каждый человек - это тайна, не будем судить о других. Ну а о себе вы можете рассказать, как и когда вы уверовали в Бога.

- Мне было 30 лет. Работал в институте, учился в аспирантуре, писал диссертацию. И тут постигли меня личные скорби, да такие, что, казалось, рухнул весь мир. Возникли препятствия с написанием работы, с назначением на должность в институте, не ладилось в научном и творческом плане, с жильем, в семье. Целый год я с утра до вечера словно о стену бился: ничего не сдвигалось, только хуже становилось.

И вот однажды, совсем уже отчаявшись, вышел в поле и вознес руки к небу: "Я атеист. Но если, Бог, ты есть - помоги мне выкарабкаться из этой ситуации!". И буквально через несколько дней все как-то разрешилось: вначале с жильем, с семьей, затем с работой...

- Неужели этого было достаточно, чтобы зрелый, высокообразованный человек в корне переменил свои взгляды?

- Нет, это был только первый шаг, толчок, побудивший меня впервые в жизни взять в руки Евангелие. Как человек науки, рационально мыслящий, я там нашел 157 противоречий. Это меня сильно смутило. Я тут же отложил Евангелие, но только на время.

Как ученого меня всю жизнь мучил один и тот же вопрос: есть ли абсолютная истина? Меня не удовлетворяло, что в одном философском течении принимается одна система ценностей, в другом - иная. Получается, сколько эпох, сколько людей - столько и систем ценностей. В таком случае все люди должны быть принципиально разные. Но ведь есть нечто, объединяющее человеческий род. И вот именно от Евангелия, от заповедей блаженств на меня повеяло какой-то абсолютной истиной, я почувствовал, что здесь кроется что-то очень глубокое.

Где-то через полгода я снова взял в руки Евангелие. По повторном прочтении почти все противоречия исчезли. Осталось лишь несколько, правда, принципиальных. Но и они исчезли, когда прочитал толкование наиболее трудных мест. И я понял, что только мое несовершенство, сугубо рациональное мышление не позволяло увидеть всю глубину Евангелия, которое состоит из множества слоев: исторического, событийного, мистического, духовно-нравственного и так далее.

- Не обессудьте, но я, например, Ветхий завет не могу читать без содрогания. Бог требует от Моисея: уничтожь этот народ за то, что он меня не почитает, вырежь поголовно, включая младенцев, население того города... Как-то не вяжется это с общечеловеческими ценностями, с любовью к ближним.

- А вы сначала прочитайте Новый завет. И потом, как я уже говорил, только рационально Библия не познается. Одного святого спросили: ну объясните, как это может быть, что Иона, которого проглотил кит, три дня жил у него в чреве. И святой полушутя ответил: "Если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверил".

Да, мы убеждены, что Библию писали люди, которым диктовал сам Бог.

- Неподалеку от того места, где мы сейчас с вами разговариваем, напротив центрального рынка Минеральных Вод, полтора года назад прогремел страшный взрыв. Более двух десятков людей погибло, свыше сотни были ранены. Среди погибших - двухлетняя девочка. Пусть у других были какие-то грехи, но ее-то за что? Где Бог, без которого не упадет волос с нашей головы?

- Да, с точки зрения здравого смысла, это постичь невозможно. А потому я хочу рассказать случай, который, возможно, наведет вас на размышления. Когда будущему декабристу Рылееву было четыре года, он заболел туберкулезом. Врачи уже отказались от него, мальчик умирал. И тогда его мать стала усердно молиться иконе Божьей матери: "Спаси! Чем он провинился? Посмотри, он чистый, как ангел". И женщине было видение: явилась Божья матерь и сказала: "Выбирай: или он сейчас умрет и попадет в царство небесное. Или когда вырастет, он станет преступником и угодит в ад". Понятно, что женщина по-матерински выбрала последнее. Чем это кончилось, мы все знаем.

- Вы уже несколько раз обмолвились: "Мы - верующие люди". А что в обыденной жизни отличает верующего от безбожника? В чем его сущность?

- Моя бабушка была глубоко верующим человеком. И знаете, в чем ее вера заключалась? В том, что она весь день произносила одни и те же для меня, несмышленыша, непонятные слова. Начинала чистить картошку: "Господи, благослови". Очистила: "Спаси, Господи". Всякое мелкое дело она начинала с обращения к Богу. А как закончит, тут же воздавала ему благодарность. И так весь день проходил в постоянном памятовании о Боге.

Люди-труженики не могли каждый день ходить в храм. Но у них была полная уверенность, что Бог все видит, у них был страх Божий. Он являлся главным нравственным регулятором всей жизни человека. Принципиальное отличие христианской нравственности от светской заключается в том, что неверующего человека главным образом волнует, как он выглядит в глазах других людей, его социальная роль. А верующий и в самом укромном месте помнит, что Бог все видит, а потому поступает по совести.

Суть христианского исповедания заключается не в каком-то учении, не в какой-то теории, а в образе жизни, в личном опыте, когда человек вдруг открывает в себе бездну грехов и начинает пытаться от них избавиться, начинает просить помощи Божией.

- Опять этот мотив греховности, покаяния. Он отвратил от церкви немало моих знакомых, людей вполне достойных, доброжелательных. С какой стати я должен постоянно уничижать себя?

- Как вы думаете, почему Адам и Ева были изгнаны из рая? Нет, не за то, что ослушались и вкусили запретный плод. Даже после содеянного Господь, как великий педагог, давал им возможность остаться в раю. Вот он спрашивает: "Адам, не ел ли ты яблоко с дерева добра и зла?". Адаму оставалось только сознаться, покаяться, и Господь, конечно же, простил бы его. А тот что ответил: это не я, а жена, которую ты мне дал. Мол, сам такую жену дал, а меня попрекаешь. Когда Бог спросил у Евы, та в свою очередь: мол, это не я, а змей виноват.

Не правда ли, знакомая ситуация? И этот грех мы повторяем ежедневно. Потому люди и изгнаны из рая, что отговариваются, ищут, на кого свалить, тогда как требуется лишь со всей искренностью признать: моя здесь вина, и я постараюсь сделать все, чтобы ее загладить.

Что касается добродетельных, которым якобы не в чем каяться... Моя мама 30 лет была секретарем партийной организации. Когда я первый раз привел ее в храм, она спросила, о чем там шепчутся прихожанин и священник. Объяснил, что это таинство исповеди: человек признается Богу через посредничество священника в своих прегрешениях. "Но у меня нет грехов, - заявила мама. Потом, подумав, поправилась. - Ну разве что один, небольшой". Спустя два месяца мы поехали в монастырь. Пожили там несколько дней. Мама решилась было исповедаться, но священник велел ей подготовиться к генеральной исповеди, то есть припомнить грехи за всю свою жизнь. И тогда она села и целиком исписала толстую тетрадь. А ведь еще два месяца назад была убеждена, что жизнь прожила правильно, никаких грехов не совершала...

По мере того, как обостряется духовное зрение, человек различает в себе все больше и больше греховных помыслов, страстей. Вот почему великие святые совершенно искренне считали себя величайшими грешниками.

- Предмет, по которому вы готовите учебники и который Министерство образования намерено ввести в школах страны, называется "Основы православной культуры". А почему не "Основы культуры мировых религий"?

- Культура, как некое возделывание, как некая цивилизация - это прежде всего национальное, народное достояние. Так уж сложилось в России, что здесь традиционно культура была основана главным образом на православии. Невозможно понять русского человека, его поступки, его самоотверженность, вообще народный характер в отрыве от православия. И наша литература отличается от всей мировой литературы тем, что в ней центральная тема - покаяние, поиски идеала. Русская литература очень совестливая.

А в чем смысл образования? В том, что оно должно передавать традиции. С какой стати в России насаждать ценности американской культуры? В их основе только низменные человеческие стремления: гедонизм, нарциссизм, потребительство. Русь же испокон века называли Святой, потому что это единственная страна в мире, где идеал христианский совпадал с идеалом народным. Его суть - святость, высочайшая нравственность. Отказываться от таких великих традиций - значит превратиться в иванов не помнящих родства.

- Но придет час, нас закопают, положат букетик цветов на могилу, всплакнут и... жизнь пойдет своим чередом. К чему все эти стремления, поиски идеала?

- Да, тело закопают, но душа-то вечная. Здесь, на земле, мы словно бы в командировке. Нам дано время свободно определиться. И закон таков: как душа привыкла существовать здесь, в нашем бренном теле, какие навыки приняла, так, по этой же траектории, по этому вектору, она будет жить и вечно. Вот почему столь велика наша ответственность во время земной жизни.

Великий молитвенник старец Иосиф, который всю жизнь прожил на Афоне, рассказывал мне, как он впервые приехал в город: "Иду как по кладбищу. Вокруг - живые трупы, от всех смердит". Ему было дико, что люди со своими нераскаянными грехами спокойно едят, пьют, одеваются, ходят в гости. А на самом деле все они являются мертвецами. Так же, как Адам духовно умер в раю, когда не покаялся.

Почему бы каждому не задуматься: сколько каждый день мы тратим времени на заботу о бренном теле, которое однажды закопают, и сколько - на очищение своей вечной души от ежечасно, ежеминутно налипающей грязи дурных помыслов и поступков? У российского человека было заведено, что в субботу надо непременно сходить в баню, а в воскресенье - на исповедь. Ведь в рай можно вернуться только через покаяние.

«Вымолви Адам: "Прости, Господи!", и род человеческий пребывал бы в раю»
Газета «Ставропольская правда»
16 августа 2002 года